Регистрация |
Поиск |
Послание Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю Международного дня грамотности (8 сентября 2012 г.)
2012-08-09
В этом году Международный день грамотности посвящен основополагающей взаимосвязи между грамотностью и миром.
Это имеет огромное значение в наше нынешнее неспокойное время. В странах с укоренившимся насилием отмечается один из наиболее низких уровней грамотности в мире. Конфликт остается одним из основных препятствий на пути достижения целей образования для всех (ОДВ) и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ). В странах, охваченных конфликтами, проживает более 40% мирового населения младшего школьного возраста, не охваченного школьным образованием.
Мы не должны позволить конфликту лишить детей и взрослых важнейшей возможности приобретения навыков грамотности. Грамотность является одним из основных прав человека и основой всех форм образования и обучения на протяжении всей жизни. Грамотность преображает жизнь людей, позволяя им делать осознанный выбор и расширяя права и возможности лиц, с тем чтобы они становились носителями перемен. Прочный мир зависит от развития просвещенной гражданственности и доступа к образованию для всех. В условиях политических потрясений и роста насилия во многих частях мира грамотность должна быть одним из приоритетов в повестке дня в области миростроительства всех государств.
Мир и устойчивое развитие являются взаимозависимыми, и их одновременное развитие и укрепление имеют решающее значение. Грамотность является также катализатором развития, обеспечивая обществам более инклюзивный и устойчивый рост. Программы распространения грамотности могут стать одним из ключевых компонентов будущих стратегий развития, открывая новые возможности и навыки для всех. Все это имеет жизненно важное значение для достижения целей образования для всех и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.
Отмечается прогресс в деле достижения целей в области грамотности, установленных на 2015 г., однако еще предстоит решить серьезные проблемы. Эти проблемы мировое сообщество должно решать с более твердой решимостью, если мы хотим сдержать обещания, которые были даны в Дакаре в 2000 г. По оценкам ЮНЕСКО, общее число неграмотных взрослых составляет 775 миллионов человек и насчитывается также 122 миллиона неграмотных среди молодежи во всем мире. Женщины и девочки составляют почти две трети неграмотного населения среди взрослых и молодежи. Остается утраченным огромный потенциал.
Мы можем разорвать этот круг изоляции. Мы все заинтересованы в обеспечении того, чтобы мир стал более грамотным. По мере приближения к установленному на 2015 г. сроку достижения целей образования для всех мы получили новый импульс. ЮНЕСКО неустанно работала над тем, чтобы образование и грамотность стали одними из главных приоритетов глобальной повестки дня в области развития. Инициатива Генерального секретаря Организации Объединенных Наций «Образование – прежде всего», о которой будет официально объявлено в конце этого месяца, должна стать мощной информационно-разъяснительной платформой на самом высоком уровне.
Лауреаты международных премий ЮНЕСКО за распространение грамотности в этом году продемонстрируют, как успешные программы распространения грамотности могут достичь выдающихся результатов. Они являются живыми примерами центральной роли грамотности в деле поощрения прав человека, гендерного равенства, урегулирования конфликтов и культурного разнообразия.
Сегодня я призываю заинтересованные стороны на всех уровнях укреплять партнерские отношения, что ускорит темпы качественного распространения грамотности. Необходимо, чтобы программы распространения грамотности отражали ценности мира, прав человека и гражданские ценности для обеспечения того, чтобы грамотность стала реальным средством расширения прав и возможностей. Она может стать предвестником мира и развития. Давайте реализуем это вместе и как можно быстрее.
Ирина Бокова |
|||
© 2006 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” |
|