Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

 

 

Цели образования для всех 2000-2015 гг. достигнуты лишь в трети стран

15.04.2015

Париж/Нью-Дели, 9 апреля 2015 года – Всего лишь треть стран смогла реализовать все поддающиеся оценке цели Образования для всех (ОДВ), установленные в 2000 году. Только половина стран достигла самой важной цели: обеспечения всеобщего начального образования. Для того, чтобы к 2030 году реализовать новые задачи в области образования, которые международное сообщество определяет в настоящее время, в дополнение к уже значительному государственному финансированию, потребуется ежегодно 22 миллиарда долларов США.

Таковы основные выводы Всемирного доклада по мониторингу Образования для всех за 2015 год. Доклад, подготовленный ЮНЕСКО и озаглавленный «Образование для всех, 2000-2015 гг: достижения и нерешенные проблемы», анализирует прогресс в достижении целей ОДВ за последние 15 лет. 

«Мировое сообщество достигло значительных успехов на пути к Образованию для всех, – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Несмотря на то, что цели ОДВ не были полностью достигнуты к 2015 году, сегодня число детей, посещающих школу, увеличилось на несколько миллионов, по сравнению с тем количеством, которое наблюдалось бы в случае сохранения тенденций 90-х годов. Однако очень многое еще предстоит сделать. Нам нужны конкретные, щедро финансируемые стратегии, которые уделяют первостепенное внимание самым бедным слоям населения, особенно девочкам, и способны повысить качество обучения, сократить разрыв в уровне грамотности и сделать образование актуальным и всеобщим».

Во Всемирном докладе по мониторингу ОДВ, опубликованном сегодня, за месяц до Всемирного форума по образованию, который состоится в Инчхоне, Республика Корея, представлены следующие выводы:

Цель 1. Расширение системы воспитания и ухода за детьми дошкольного возраста, особенно в за детьми из наиболее уязвимых слоёв населения. 
Данная цель была достигнута в 47% стран, и еще 8% были близки к ее достижению. 20% стран оказались весьма далеки от поставленной цели. При этом, в целом, в 2012 году почти на две трети больше детей дошкольного возраста были зачислены в школы, чем в 1999 году.

Цель 2. Обеспечение всеобщего начального образования, особенно девочек, детей из этнических меньшинств и социально неблагополучной среды. 
Этой цели достигли 52% стран, 10% близки к ее реализации, а остальные 38% далеки или очень далеки от её осуществления. Таким образом, почти 100 миллионов детей не смогут завершить начальное образование в 2015 году. Недостаточное внимание к уязвимым группам населения привело к тому, что вероятность завершения полного цикла начального образования у детей из беднейших семей в пять раз ниже, чем у детей из самых богатых слоев населения. При этом более трети детей, не посещающих школу, проживают в зонах, затронутых конфликтами. 

В указанном отношении удалось добиться значительных успехов: сегодня число детей, посещающих школу, возросло почти на 50 миллионов, по сравнению с 1999 годом. Во многих местах образование по-прежнему остается платным, но благодаря денежным пособиям и программам школьного питания обучение в школе становится более доступным для бедных групп населения.

Цель 3. Обеспечение для молодежи и взрослых равного доступа к обучению и приобретению жизненных навыков. 
46% стран смогли обеспечить всеобщий охват начальным образованием на уровне младших классов средней школы. В целом, число учащихся в младших классах средней школы возросло на 27%, а в странах Африки к югу от Сахары оно увеличилось больше чем в два раза. Тем не менее, треть подростков в странах с низким и средним уровнем доходов не сможет завершить первую ступень среднего образования в 2015 году.

Цель 4. Снижение уровня неграмотности взрослых на 50% к 2015 году. 
Эта цель была достигнута лишь в 25% стран, а 32% находятся очень далеко от её осуществления. Во всем мире доля неграмотности среди взрослых сократилась с 18% в 2000 году до 14% в 2015 году, но это почти полностью происходит за счет взросления образованной молодежи. Женщины продолжают составлять почти две трети неграмотного взрослого населения. Половина женщин в странах Африки к югу от Сахары не имеет даже базовых навыков грамотности.

Цель 5. Достижение гендерного паритета и гендерного равенства.
К 2015 году гендерный паритет на начальной ступени образования будет достигнут в 69% стран. На уровне среднего образования этой цели достигнут лишь 48% стран. Для девочек препятствием на пути к завершению обучения становятся детские браки и ранняя беременность, равно как и необходимость обучения педагогов подходам, учитывающим гендерные особенности, а также необходимость совершенствования учебных программ.

Цель 6. Повышение качества образования и введение количественных оценок результатов обучения для всех. 
С 1990 по 2012 год число учащихся в расчёте на одного преподавателя в начальной школе сократилось в 121 из 146 стран. Однако для того, чтобы все дети могли обучаться в школе, необходимо дополнительно четыре миллиона учителей. Нехватка квалифицированных преподавателей наблюдается в трети стран, а в ряде стран Африки к югу от Сахары квалифицированные учителя составляют менее 50%, при том, что с 2000 года качеству образования уделяется повышенное внимание, а число стран, проводящих оценку успеваемости на национальном уровне, увеличилось вдвое.

Финансирование и политическая воля

С 2000 года правительства многих стран значительно увеличили расходы на образование. Так, 38 стран повысили финансирование сектора образования, по крайней мере, на один процентный пункт ВНП. Тем не менее, недостаток финансирования остается главным препятствием на пути достижения целей ОДВ на всех уровнях.

«До тех пор, пока не будут приняты согласованные меры и образованию не будет уделено должное внимание, которое оно не получало на протяжении последних 15 лет, миллионы детей будут по-прежнему лишены возможности учиться, в то время как созидательный потенциал новой повестки дня в области устойчивого развития будет поставлен под угрозу, – заявил директор Всемирного доклада по мониторингу ОДВ Аарон Бенаво. – Правительствам необходимо найти способы привлечения дополнительных ресурсов в сферу образования, а международные партнеры должны обеспечить оказание помощи тем, кто больше всего в ней нуждается». 

Всемирный доклад по мониторингу ОДВ содержит следующие рекомендации: 

Выполнение повестки дня в области ОДВ
По крайней мере один год дошкольного образования должен стать обязательным. Образование должно быть бесплатным для всех детей: плату за обучение, учебники, школьную форму и транспорт следует отменить. Лица, формирующие политику, должны определить навыки, которыми необходимо овладеть к концу каждой ступени обучения, и выбрать приоритетные. Политика в области распространения грамотности должна соответствовать потребностям сообществ. Необходимо также улучшить подготовку учителей, реализуя стратегии, учитывающие гендерную проблематику. Методы преподавания должны лучше отражать потребности учащихся, учитывая различные особенности конкретного класса.

Равноправие 
Правительствам, донорам и гражданскому обществу необходимо разработать программы и обеспечить целевое финансирование с целью удовлетворить потребности наиболее обездоленных слоев населения и предоставить возможность образования каждому ребенку без исключения. Для того чтобы направить ресурсы тем, кто больше всего в них нуждается, правительства должны восполнить серьезные пробелы в имеющейся информации.

Повестка дня на период после 2015 года 
Будущие цели в области образования должны быть конкретными, актуальными и реалистичными. При сохранении существующих темпов только половина детей в странах с низким уровнем доходов сможет завершить первый этап среднего образования к 2030 году. Без согласованных усилий многие страны не смогут достигнуть даже самой базовой цели – всеобщего начального образования.

Решение проблемы дефицита финансирования 
Для того чтобы обеспечить качественное дошкольное и базовое образование для всех к 2030 году, международному сообществу в партнерстве с отдельными странами необходимо найти дополнительные источники финансирования, которые позволили бы восполнить ежегодный дефицит в размере 22 миллиардов долларов США. В этой связи в рамках Целей устойчивого развития необходимо сформулировать четкие задачи в области финансирования образования, чего до сих пор сделано не было.

 

Источник: ЮНЕСКО