Регистрация |
Поиск |
21 февраля – Международный день родного языка
2013-21-02
Языковое и культурное многообразие представляет универсальную ценность, которая объединяет и сплачивает общества. Именно поэтому на открытии Международного дня родного языка 2013 года Генеральный директор Ирина Бокова подчеркнет важность центральной идеи и особо выделит тему празднования этого года – доступ к книгам и цифровым средствам массовой информации на местных языках. Государства-члены ЮНЕСКО во всем мире играют ключевую роль в поддержке родных языков через свои национальные учреждения и организации. Средства массовой информации, школы, университеты и культурные ассоциации также активно содействуют целям проведения Дня. Избирая тему Международного дня родного языка 2013 года – «Книги для обучения на родном языке», – организаторы стремятся напомнить всем заинтересованным сторонам, что содействие изданию книг на родном языке является существенным для поддержки образования на местах.
В широком смысле, обучение на родном языке подразумевает использование родного языка дома и в школе. В идеале, учёба и грамотность на родном языке должны опираться на письменные материалы, хотя и не ограничиваться ими. Книги, буквари и учебники должны сопровождать устные упражнения. Письменные материалы на родном языке способствуют обучению грамоте и закладывают прочную основу для приобретения знаний.
На сегодняшний день значительное количество языков не имеют письменности, хотя определённые успехи в развитии их орфографии и были достигнуты. В этом направлении существует тесное сотрудничество между местными и зарубежными лингвистами, педагогами и представителями коренных народностей, например, племён Латинской Америки и национальных меньшинств в Азии. Издание книг с использованием компьютеров и относительно низкая стоимость цифровой печати позволят в перспективе выпускать письменные материалы с меньшими затратами и способствовать распространению грамотности.
ЮНЕСКО выступает в поддержку дошкольного образования на родном языке путем применения методов двуязычного или многоязычного преподавания, поскольку это создает твердую основу для дальнейшего. Использование родного языка с маленькими детьми дома и в дошкольных образовательных учреждениях готовит их к постепенному приобретению грамотности на родном языке и, впоследствии, к изучению второго (по возможности, государственного) языка в ходе их дальнейшего обучения в школе.
ЮНЕСКО определяет двуязычное и многоязычное образование как «использование двух или более языков в качестве средства обучения». Термин «многоязычное образование» был введен Организацией в 1999 году применительно к образованию на трех и более языках: родном, региональном или государственном и международном языке. О важности обучения на родном языке на ранних этапах школьного образования свидетельствуют результаты исследований и доклады, такие как Всемирный доклад по мониторингу ОДВ.
Празднования по случаю Международного дня родного языка 2013 года начнутся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже с мероприятия, посвящённого теме Дня: «Родные языки и книги, включая электронные книги и учебники». Специалисты-языковеды отметят важный вклад родного языка в языковое и культурное разнообразие и развитие межкультурных обменов с использованием, в числе прочего, цифровых архивов языков мира.
ЮНЕСКО примет также участие в дискуссии «круглого стола», которая пройдет в университете Эври (Франция). Здесь будут представлены результаты исследования «На каких языках говорят студенты университета Эври?» Лингвисты, студенты и преподаватели университета обсудят проблемы в области языков и образования. ЮНЕСКО представит свою позицию по вопросам образования на родном языке с использованием методов двуязычного или многоязычного преподавания.
Международный день родного языка 2013 года будет ассоциирован со Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО). 26 февраля ЮНЕСКО проведет здесь заседание по вопросам культурного и языкового разнообразия, идентификации и местной самобытности. Целью заседания является расширение доступа к местному материалу как образовательному источнику и к соответствующим знаниям и информации путём использования местных языков в электронных учебных пособиях.
Источник: портал ЮНЕСКО |
|||
© 2006 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” |
|