Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

Вопросы взаимодействия библиотек с другими социальными институтами в области поддержки и развития чтения обсудили на XII Международной конференции «Через библиотеки – к будущему»
 
2012-13-09

 

11 сентября 2012 года на XII Международной конференции «Через библиотеки – к будущему» состоялся научно-практический семинар «Формирование эффективных моделей взаимодействия библиотек с другими социальными институтами в области поддержки и развития чтения». Семинар был организован Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества (МЦБС) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках реализации комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности общедоступных библиотек в сфере поддержки и развития чтения.

 

На семинаре рассматривались следующие темы: деятельность библиотек в сфере поддержки чтения, современные технологии в продвижении чтения, принципы оценки социальной эффективности деятельности библиотек в сфере развития чтения, детское и молодежное чтение, анализ деятельности региональных Центров книги и чтения.

 

Работу семинара открыл президент МЦБС, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин, который выступил с докладом «Чтение – важнейшая национальная задача».

 

Об опыте работы центров чтения библиотек и образовательных учреждений Челябинской области рассказала В. Я. Аскарова, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств, председатель Центра детского и юношеского чтения ЧГАКИ. В своем выступлении «Молодой человек и книга: соединение миров чтения» она уделила большое внимание новым подходам к продвижению чтения в регионе, расширению партнерских связей организаций, являющихся основными действующими лицами в этой сфере.

 

Заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки, доцент Межвузовского центра лингвистического образования, вице-президент Российской ассоциации чтения В. П. Чудинова поделилась с участниками семинара размышлениями о заметном ограничении круга чтения и специфике читательских предпочтений современных подростков. В ее докладе «Проблемы чтения и новые читательские практики подростков: «вызовы» и задачи для детских, юношеских и школьных библиотекарей» были озвучены результаты исследований чтения московских школьников и сделанные на их основе выводы относительно роли библиотек в преодолении негативных тенденций.

 

Методическую базу деятельности по поддержке и развитию чтения, разработанную МЦБС, представила А. В. Паршакова, заместитель исполнительного директора Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, координатор проектов Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». С 2007 года МЦБС издает методические рекомендации по развитию региональных центров книги и чтения, по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения, по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, повышению уровня читательской компетентности, работе со средствами массовой информации, рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, оценке социальной эффективности мероприятий, проектов и программ, реализуемых библиотеками в данной сфере. В помощь инициаторам локальных программ и проектов в сфере поддержки и развития чтения также изданы серии сборников информационных и аналитических материалов. Все издания размещены в полнотекстовом виде на сайте www.mcbs.ru.

 

Директор Центра чтения Российской национальной библиотеки, председатель секции по чтению Российской библиотечной ассоциации В. В. Ялышева рассказала о деятельности по продвижению чтения как задаче современной библиотеки.

 

С новыми реалиями в молодежной книжной культуре познакомил участников семинара М. Д. Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки России. Он охарактеризовал типичного молодого массового читателя и книжного читателя, «читателя-пользователя» и «пользователя-читателя», и наметил пути работы библиотеки с разными категориями представителей молодого поколения.

 

Теме зарубежного опыта в продвижении чтения был посвящен специальный доклад независимого эксперта, бывшего директора Российской государственной детской библиотеки Г. А. Кисловской, чьим выступлением завершилась работа семинара.