Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО Янисом Карклинсом для журнала «Информационное общество»

 

2011-27-03

 

Публикуем интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО Янисом Карклинсом для информационно-аналитического журнала «Информационное общество» (№1 за 2011 год), выпускаемого Институтом развития информационного общества. В интервью Я. Карклинс выделяет ряд актуальных проблем, связных с развитием информационного общества, и на решение которых направлены проекты сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО. Заместитель Генерального директора подчеркивает сотрудничество возглавляемого им Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО с Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

 

 

 

Господин Карклинс, я очень рада продолжить разговор с Вами, начатый 10 мая в Женеве на очередном форуме Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества вскоре после объявления о Вашем назначении на должность заместителя генерального директора ЮНЕСКО. Позвольте от имени редакционного совета нашего журнала еще раз искренне поздравить Вас и пожелать Вам больших успехов в Вашей новой работе. На решении каких вопросов Вы считаете необходимым сосредоточиться в ближайшие годы?

 

 

Спасибо большое за поздравление и пожелания. Как вы знаете, ЮНЕСКО - лидирующая организация ООН в области образования, культуры, науки, информации и коммуникации. В последние годы особое внимание мы уделяем вопросам «инклюзивного общества знаний », ориентированного как на развитие всего общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Назначение ЮНЕСКО куратором в реализации Плана C10 Женевского раунда Всемирного саммита информационного общества (ВСИО) по теме «Этические аспекты информационного общества» во многом обусловило направление работы нашего сектора и определило многие проекты, над которыми мы сейчас работаем.

 

Как и прежде Cектор коммуникации и информации ЮНЕСКО стремится поддерживать меры, направленные на расширение прав и возможностей людей, с тем чтобы они могли получить доступ к потокам информации и знаний и внести в них свой вклад. Проекты и программы сектора в первую очередь направлены на создание благоприятных условий, которые могут способствовать обеспечению всеобщего доступа к информации и знаниям, а также на развитие эффективных «инфоструктур», разработку политики, норм и средств управления для расширения доступа к информации на национальном уровне в разных странах.

 

Одним из Важных направлений нашего сектора является вопрос управления Интернетом. ЮНЕСКО активно участвовала в организации международного интернет-форума как основополагающей платформы для обсуждения важнейших вопросов интернет-менеджмента. Это мероприятие является важным каналом для обмена мнениями, идеями между правительствами, представителями индустрии и гражданского общества. Форум дает возможность обсуждать вопросы, связанные со свободным распространением и доступом к информации в Интернете. По нашему мнению, это может сыграть ключевую роль в развитии плюралистических и инклюзивных обществ знаний, которые базируются на принципах образования для всех, универсального доступа к информации и знаниям, уважения к культурному разнообразию и свободы выражения.

 

ЮНЕСКО всегда отстаивала позиции языкового и культурного многообразия в киберпространстве. На форуме по вопросам управления Интернетом, который прошел в Вильнюсе в сентябре 2010 года, мы подписали контракт с ICANN, который позволит нам продвинуть работу по созданию многоязычных доменных имен, например, ускорить регистрацию домена верхнего уровня на кириллице для национальных доменов. Росссия является первой страной, которая получила домен высшего уровня на кириллице – РФ.

 

Другими важными направлениями нашей деятельности являются также информационная и компьютерная грамотность, безусловно, этические вопросы современного информационного общества, медиаобразование, культурное наследие и сохранение цифровой информации для будущих поколений.

 

Я бы также хотел подчеркнуть наше сотрудничество с Российским комитетом Программы ЮНЕСКО « Информация для всех », который реализует долгосрочный проект по международному сотрудничеству и партнерству в интересах создания «информационного общества для всех».

 

 

 

Одна из основных задач деятельности ЮНЕСКО – поддерживать свободный обмен информацией и содействовать доступу к источникам знаний. В наше время это исключительно важно для полноценного развития каждого человека на Земле. ИКТ существенно облегчили решение этой задачи, однако в связи со свободным распространением информации в глобальном масштабе, равно как и в связи с усилившимся неравенством в доступе к знаниям возникло много новых сложных проблем, в том числе этического характера. Какие из них Вы могли бы выделить в качестве основных, решение которых требует немедленных действий со стороны ЮНЕСКО и всего международного сообщества?

 

 

Информационно-коммуникативные технологии, такие как компьютеры, Интернет, мобильные телефоны и их интерактивные приложения, обладают массой преимуществ: обеспечивают возможность быстрого доступа к информации, взаимодействия между административными службами, проведения банковских операций, электронного дистанционного образования, для работы и развлечений, общения с друзьями, родственниками, коллегами по работе. Позитивные последствия использования этих средств для общества, экономики, управления, поддержания демократии в обществе в целом становятся все более очевидными. По этой причине, все чаще люди у которых нет возможности, знаний или навыков применять средства ИКТ, люди с недостаточным уровнем информационной грамотности, или люди с ограниченными возможностями, оказываются в значительной мере уязвимыми.

 

Таким образом вполне очевидно, что одной из основных проблем, связанных с равным доступом к знаниям и информации является цифровой разрыв как следствие социального неравенства общества. Он обусловлен различными факторами доступности и использования информации: экономическими (высокая стоимость аппаратного обеспечения, отсутствие возможности бесплатного или недорогого доступа), социальными (различия в уровне образования, дохода, месте жительства и т.д.), культурными.

 

В этой непростой ситуации информационная грамотность становится принципиально необходимым средством решения проблемы. В мире цифровых технологий с ней тесно связаны еще два вида грамотности – компьютерная (навыки в области ИКТ) и в области средств информации (например, понимание и критическое восприятие информации в СМИ). Информационная грамотность предоставляет людям возможности эффективно искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения личных, общественных, профессиональных и учебных целей.

 

Это выражается в необходимости продвижения информационной грамотности:

- в области здравоохранения среди потребителей, заботящихся о своем здоровье;

- в сфере высшего образования с помощью сети университетских библиотек, разработке средств сопровождения студентов, которые будут способствовать интеллектуальному развитию молодежи и давать возможность совершать открытия, необходимые для самостоятельного мышления и поиска путей решения проблем.

 

Особое внимание стоит уделить и обучению навыкам ИКТ людей с ограниченными возможностями (лица пожилого возраста, безработные, люди с физическими ограничениями и ограничениями по здоровью), чтобы содействовать их полноценному участию в жизни общества.

 

 

 

Свободное распространение информации и знаний в целом ряде случаев ограничивается авторскими правами, которые предъявляют создатели контента. Где, по-Вашему, должна проходить грань между информацией, являющейся общественным достоянием (public good) и информацией, которая должна защищаться правами интеллектуальной собственности и доступ к которой должен быть оплачен?

 

 

Информация, являющаяся общественным достоянием (public good) – это доступная для общественности информация, использование которой не нарушает ни прав, установленных законом, ни обязательств сохранения конфиденциальности.

 

Объем общедоступной информации часто подвергается пересмотру. Например, открытый доступ к правительственным документам бывает ограничен, как правило, по соображениям секретности в определенных делах; точно так же доступ к персональной информации - по причине конфиденциальности.

 

Уважение к частной жизни и персональным данным является жизненно важным в информационном обществе. Вполне очевидно, что необходимо принятие надлежащих мер для защиты частной жизни и улучшения безопасности персональных данных. Например, организациям, которые имеют доступ к таким данным, следует соответствовать международным и национальным стандартам в этой сфере.

 

Правительствам и органам по технической стандартизации следует работать вместе для продвижения комбинации законодательных мер и технологий, которые предоставят контроль над персональными данными частных лиц и позволят их эффективно защитить.

 

Доступ к результатам научных исследований и научным знаниям также может быть ограничен правительственным постановлением часто по этическим соображениям.

 

Полагаю, что между интересами правообладателей и общественным интересом должен поддерживаться и уважаться справедливый баланс. Всем заинтересованным сторонам следует иметь в виду как право на получение и доступ к информации, так и право на сохранение и соблюдение конфиденциальности.

 

Мне кажется, что инфоэтика не должна определять, является ли справедливой граница между «общедоступной информацией», «информацией ограниченного использования», а также «интеллектуальной собственностью». Вместо этого инфоэтика должна сосредоточиться на том, чтобы предложить условия предоставления информации категории общественного достояния. Например, информация о рисках для здоровья, связанная с использованием новых технологий, должна быть доступна без ограничений и распространяться среди всех потенциальных пользователей. Творческие работы, составляющие общественное достояние, должны быть четко маркированы как общедоступные. Правительства должны разрешить доступ к документам на основании действующего законодательства, включая передачу этих документов по широко распространенным коммуникационным и информационным каналам.

 

Я считаю, что информационные ресурсы, созданные с помощью общественного финансирования, как правило, должны рассматриваться как общественное достояние и оставаться таковым. Например, библиотеки должны выступать за законные альтернативы существующим формам копирайта, таким как право общественного творческого использования (Creative Commons), которое скорее расширяет, чем сужает доступ к информации. С другой стороны, мы не должны противоречить условиям действия авторского права, которое обеспечивает сохранность цифровых материалов.

 

В соответствии с Рекомендацией о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству, принятой Генеральной конференцией на 32-й сессии в Париже 15 октября 2003 года, государствам-членам ЮНЕСКО в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами следует осуществить обновление национальных законодательств в области авторского права, адаптировать эти своды правил к киберпространству со всесторонним учетом справедливой сбалансированности учетов интересов авторов, авторского права и соответствующих правообладателей и общества.

 

 

 

Соблюдение принципов равенства, справедливости и взаимного уважения в сфере доступа к информации – одно из главных условий построения «информационного общества для всех». Считаете ли Вы реалистичным выполнение этого условия? В какой перспективе это возможно? Что для этого нужно делать и какими силами?

 

 

Построение «информационного общества для всех» – возможно, но это очень сложная и непростая задача. Cоблюдение принципов равенства, справедливости и взаимного уважения в сфере доступа информации безусловно способствует развитию демократии и существованию сбалансированного общества равных возможностей. Достижение этой цели зависит от разных факторов доступа к информации – экономических, демографических, культурных и социальных аспектов.

 

ЮНЕСКО стоит на стороне разработки национальной информационной политики, которая должна быть неотъемлемой частью приоритетов развития государств-членов организации, правительств этих стран, частных структур и всех заинтересованных сторон. В глобальном плане это значит, что информация и знания не должны стать источниками все более глубокого разрыва между имущими и неимущими, рассматриваться исключительно в контексте рыночных механизмов.

 

Для достижения поставленных задач важно повысить осведомленность об этических аспектах и принципах, которые являются основой сохранения фундаментальных ценностей как свобода выражения, равенство, солидарность, толерантность. Именно поэтому ЮНЕСКО поощряет разработку и внедрение оптимальных методов и профессиональных этических принципов, регулирующих деятельность специалистов СМИ, производителей информации, провайдеров услуг и пользователей при должном уважении к свободе слова.

 

Использование ИКТ в построении гражданского информационного общества – очень эффективный инструментарий, однако в силу разных контекстуальных обстоятельств и глобальных социально-экономических проблем не всегда доступен к использованию.

 

 

 

Помимо проблемы справедливости, которой мы уже уделили внимание, этика рассматривает также проблемы критериев добра и зла, смысла жизни и назначения человека, человеческого долга. Как, по Вашему мнению, становление информационного общества повлияло на их осмысление и решение? Что уже изменилось и что начинает меняться в сравнении с индустриальной эпохой?

 

 

Гуманизм и уважение к другим, несмотря на национальные и культурные различия, экономические и социальные факторы является основой успешного развития общества. Инклюзивное общество знаний, безусловно, может способствовать положительным изменениям в мире. Сделать так, чтобы было больше человечности, солидарности зависит от того, насколько верно будет выстроен межкультурный диалог, диалог цивилизаций. С приходом информационных технологий, специалистам стало необходимо задуматься о рациональном использовании этих новых ресурсов и инcтрументария для передачи знаний, которые могут помочь обществу в решении и осмыслении проблем справедливости, вопросов добра и зла.

 

Развитие свободного доступа к официальной информации в стране должно идти в направлении использования современных информационных технологий. При этом необходимо направить усилия на совершенствование публичных библиотек всех уровней как самых доступных для пользователей информационных структур общества. Еще одним важным шагом навстречу общества знаний является решение проблем доступа к экологической информации, формирования экологической культуры и просвещения.

 

 

 

Информационная этика (инфоэтика) имеет свои специфические черты. Какие из них вы считаете наиболее яркими, заслуживающими наибольшего внимания ЮНЕСКО с точки зрения поддержки научных исследований, обсуждения на форумах, реализации программ и проектов?

 

 

ЮНЕСКО взяла на себя обязательство по внедрению и содействию в выполнении деклараций и рекомендаций четырех региональных конференций по информационной этике. Содействие свободе доступа к официальной информации и информации, являющейся общественным достоянием, вопросы этических последствий возникающих технологий, вопросы этического использования подачи информации в киберпространстве и проблемы электронного правления составляют перечень вопросов, заслуживающих внимания научного сообщества.

 

Быстрое развитие сети Интернет, технологические новшества, постоянно появляющиеся новые решения в сфере ИКТ несут массу преимуществ, но и создают новые проблемы, связанные с неприкосновенностью частной собственности, спамом, вирусами. ЮНЕСКО имеет возможность и обязательство привлечь внимание общественности к этим негативным аспектам; одновременно стимулируя использование этих новых технологий.

 

На сегодняшний день важнейшей проблемой является неравный доступ к ИКТ разных стран, городских и сельских жителей. Это возможно путем международного сотрудничества и партнерства в интересах создания «информационного общества для всех», обеспечения всеобщего доступа к информации, которая может использоваться для повышения качества жизни людей.

 

Видится необходимым выработать «Этический кодекс», который может стать международным руководством по этике в информационном обществе, будет призван предоставить общие рамки безупречного поведения в обществе знаний.

 

 Источник: ЮНЕСКО

 

Ссылки: