Национальная программа поддержки и развития чтения: шаг навстречу глобальному информационному обществу, повышение интеллектуального потенциала России

                    

Национальная программа поддержки и развития чтения: шаг навстречу глобальному информационному обществу, повышение интеллектуального потенциала России

2007-10-03 (Москва)

Российский комитет считает, что одним из направлений развития Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» должна стать поддержка освоения письменной информации и обеспечения ее доступности. Председатель Российского комитета Программы «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Е.И. Кузьмин - соруководитель проекта разработки «Национальной программы поддержки и развития чтения». Комитет принимал самое активное участие в разработке и реализации Национальной программы, благодаря чему ее основные концептуальные идеи тесно сопрягаются с идеями Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и  концепцией ЮНЕСКО построения обществ знаний. При участии Комитета были подготовлены и опубликованы «Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне. Пособие для руководителей библиотек» и «Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения».

Разработанная Роспечатью совместно с Российским книжным союзом «Национальная программы поддержки и развития чтения» была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».

В 2007 году - на начальном этапе реализации Программы - усилиями всех заинтересованных сторон в стране должна быть создана такая атмосфера, чтобы все поняли необходимость ежедневной, кропотливой и увлекательной работы в этом направлении и приступили к ней.
 
* * * * *
 
Зачем России, которая создала великую художественную литературу и которая ещё совсем недавно считала себя самой читающей страной в мире, потребовалась Национальная программа поддержки и развития чтения? Дело в том, что в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем. России предстоит развиваться, сохраняя себя в высоко конкурентной среде. А для этого надо, чтобы всё население страны (включая политический класс, бизнес-сообщество, управленческое звено) имело такой уровень знаний и культурной компетентности, который был бы достаточен для успешной адаптации к постоянно усложняющейся реальности. Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, и прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а главное - мерой её освоенности всем обществом.
 
Проблемы чтения намного шире и сложнее, чем проблемы чтения исключительно книг и проблемы чтения только художественной литературы и её пропаганды. Чтение – это освоение письменной информации, содержащейся в книгах, журналах, газетах, различных документах, переписке служебной и личной. Не только книги и не только художественная литература, но и периодические издания (не только в печатном, но и в электронном виде) по науке и технике, экономике и политике, культуре и искусству, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нём процессах, позволяют понимать и верно оценивать окружающую действительность, успешнее ориентироваться в ней, принимать компетентные решения на всех уровнях – отдельного человека, организации, города, региона, целой страны, всего мира.
 
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга. Однако во многих странах, как высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем системный кризис читательской (и писательской) культуры. Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г).. Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде.
 
Вот почему реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России диктуется острой жизненной необходимостью.
 
Только в ходе разработки Программы стало ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема чтения в нашей стране. Вопросы доступности и адекватного понимания текстов, проблемы распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры и образования, наконец, сама потребность в чтении, как у детей, так и у взрослых, – всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено. Как никогда прежде, Россия издает сейчас колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого.
 
Для повышения уровня знаний и культурной компетентности всего населения в России должен быть создан такой общественный климат, такая информационная среда и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать, и обеспечивали бы им доступность любых современных изданий – и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны появиться институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Сейчас у нас никто ни политической, ни моральной ответственности за поддержку чтения не несёт, а соответствующих специалистов крайне не достаёт.
 
Огромная роль в Программе отводится СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них особая надежда – никто лучше них, быстрее и эффективнее, не в силах сделать так, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, модно и престижно, а не читать – стыдно и нелепо.
 
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз убеждены, что активная реализация Национальной программы поддержки и развития чтения изменит и в обществе, и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведёт к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.
 
 
Ссылки:
© 2006-2013 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”