Регистрация |
Поиск |
Защита детей в киберпространстве: решение – информационная грамотность
2009-15-05 (Москва)
14 мая 2009 года Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» провел в РИА «Новости» заседание «круглого стола», посвященное теме Всемирного дня информационного общества в этом году – защите детей в киберпространстве.
Одна из самых актуальных проблем, которую в процессе обсуждения выделили участники круглого стола «Как обеспечить информационную безопасность подрастающего поколения в сети Интернет?», – неподготовленность общества к воздействию большого объема информации, которая в наше время идет не только с телеэкранов, из газет и других традиционных источников информации. Всемирная сеть Интернет – вот что одновременно привлекает, пугает и заставляет задуматься. А то, как отразится влияние Интернета на сегодняшнее подрастающее поколение, у многих вызывает большую обеспокоенность.
Обсудить злободневную тему в преддверии Всемирного дня информационного общества собрались эксперты из самых разных сфер деятельности. Решение одной из актуальных проблем современного общества вместе с журналистами, пришедшими на заседание «круглого стола», искали преподаватели, библиотекари, представители IT-индустрии: секретарь Центрального комитета Всероссийского профсоюза работников образования Михаил Авдеенко, директор Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Галина Кисловская, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) Николай Комлев и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин. В качестве ведущего и активного участника дискуссии выступил главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов.
Все участники сошлись в одном – нельзя действовать стандартными запретительными методами. Как заметил исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев, не надо бояться свободы доступа к информации, сегодня – это потребность общества. Но свобода требует большей ответственности и самоорганизованности. Его поддержал Александр Гаврилов, который подметил, что неспособность детей нести ответственность за собственные поступки зафиксирована российским законодательством, и такую ответственность за детей несут их родители.
Директор РГДБ Галина Кисловская обратила внимание собравшихся на проблемы детских библиотек, которые очень активно боролись за присутствие Интернета в библиотечных залах, а теперь столкнулись с тем, что сотрудники оказались не готовы быть посредниками между читателями библиотек и обрушивающимся на них потоком информации из Интернета.
Что же касается школы, позицию которой озвучивал Михаил Авдеенко, то секретарю всероссийского педагогического профсоюза (крупнейшего, как заверяет секретарь ЦК, не только в России, но и в мире – 5 млн членов) пришлось признать, что «инженеры человеческих душ» к информационному буму готовы, пожалуй, меньше всех. «Школа, к сожалению, до сих пор занимается удержанием ребенка до 18 лет в детском возрасте», - констатировал М.Авдеенко. И это – несмотря на то, что 70 процентов школ (включая сельские) подключены к Интернету.
Количество «компьютеризированных» граждан и организаций, сошлись во мнении все участники «круглого стола», вовсе не означает поголовной компьютерной, а уж тем более информационной, грамотности. Опасность информационного невежества подчеркивают и данные проведенного МСЭ исследования. Свыше 60 процентов детей и подростков, имеющих доступ к Интернету, ежедневно беседуют в чат-конференциях. Трое из четырех детей, находясь в онлайновом режиме, готовы поделиться частной информацией о себе и своей семье в обмен на товары и услуги. А каждый пятый ребенок ежегодно становится мишенью для преступников.
Решение этой проблемы, считает председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин, заключается в формировании информационной грамотности. Причем не только у детей и подростков, но и у взрослых – родителей и учителей. Информационная грамотность – понятие многосоставное. Во-первых, человеку надо прививать потребность в поиске информации, учить её находить в любом виде. И на бумаге – в библиотеках, архивах, книжных магазинах, и в электронном виде. Не только полнотекстовую информацию, но и библиографическую. Во-вторых, человек должен уметь оценить ее качество - достоверность, актуальность, полноту. Третий аспект – это умение применять полученную информацию при создании собственного информационного продукта – доклада, реферата, презентации и т.д. И, конечно же, надо научить человека понимать информационные потребности окружающих – тех, кто будет потреблять и оценивать его информационный продукт. Безусловно, информационной грамотностью нельзя овладеть в одночасье. Это серьезная кропотливая работа, которая должна начинаться в детских садах и продолжаться в школах, вузах. Вести эту работу должны и публичные библиотеки.
Учитывая, что сегодня порог познавательной активности у детей, как заметил М. Авдеенко, снизился с 16-ти до 11-ти лет, участники «круглого стола» сошлись во мнении, что формирование информационно грамотного человека надо начинать как можно раньше. И привлечение общественного внимания к необходимости этой важной работе надо обеспечивать постоянно.
Ссылки:
Участники круглого стола «Как обеспечить информационную безопасность подрастающего поколения в сети Интернет?»
Ведущий "круглого стола" А. Гаврилов, главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Н. Комлев и секретарь Центрального комитета Всероссийского профсоюза работников образования М. Авдеенко
Директор Российской государственной детской библиотеки Г. Кисловская и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" |
|||
© 2006 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” |
|