Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


Рекомендации
 
международной научно-практической конференции «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» (Москва,  2-3 ноября 2006 г.)
 
Участники конференции - сотрудники общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, библиотек, издательств, органов государственного управления  образованием и культурой, средств массовой информации  из 23 городов России, Азербайджана, Украины, Белоруссии,
 
заслушав доклады известных исследователей (К.К.Колина - Институт проблем информатики РАН; Р.С.Гиляревского - ВИНИТИ; Н.И.Гендиной – НИИ информационных технологий социальной сферы при КемГУКИ, В.Н.Монахова – Институт государства и права РАН и др.),  ректоров и проректоров вузов (Е.Л.Кудриной – КемГУКИ; Р.И.Пшеничниковой – Вост.СибГАКИ; В.С.Слепокурова – МГУКИ, Т.Ф.Берестовой - ЧГАКИ), ведущих специалистов библиотечного дела (Э.Р.Сукиасяна, Е.М. Зуевой  и др.),
 
обсудив вопросы формирования информационной культуры личности в библиотеках (Г.А.Иванова, Е.С.Баринова, Ю.В.Уленко и др.), гимназиях и колледжах (Л.М.Чудинова,  Г.П.Забелина, Т.В. Шпота, В.И. Жильцова и др.), вузах (Н.Н.Ярошенко, В.В. Брежнева и др.), в постдипломном образовании (Т.И.Полякова, М.В.Корнилова),
 
познакомившись с новыми публикациями, представленными на конференции (Формирование информационного общества в ХХI веке. Сост. Е.И.Кузьмин и В.П.Фирсов. – СПб.: Издательство «Российская Национальная библиотека», 2006. – 640 с.; Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.),
 
А.        выражают признательность организаторам конференции:
  • Московскому Бюро ЮНЕСКО, поддержавшему организацию и проведение конференции;
  • Российскому комитету Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Фонду развития информационного общества, инициировавшим и поддержавшим разработку проблем информационной культуры личности;
  • Федеральному агентству по культуре и кинематографии, Центру по проблемам информатизации сферы культуры; Межрегиональному Центру библиотечного сотрудничества, собравшим на конференцию представительную аудиторию и поддержавшим публикацию результатов исследований в печати и в Интернет;
  • Кемеровскому государственному университету культуры и искусств (КемГУКИ) и НИИ информационных технологий социальной сферы Кузбасса, представившим результаты многолетних исследований и создавшим творческую атмосферу их обсуждения;
  • Студентам КемГУКИ, представившим арт-проект  «Мир информации в зеркале искусств»;
  • Государственному центру современного искусства, создавшему условия для успешного проведения конференции;
 
Б.         одобряют деятельность:
1.        Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Фонда  развития информационного общества по продвижению идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Российской Федерации.
2.        Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) по реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе, по развитию теории информационного образования, разработке концепции, модели и комплекса учебно-методичес­ких средств формирования информаци­онной культуры личности; проведению широкомасштабной экспериментальной работы по формированию информацион­ной культуры личности в образователь­ных и информационно-библиотечных учреждениях региона; организации на факультете информационных техноло­гий КемГУКИ профилированной подго­товки специалистов высшей квалифика­ции, призванных профессионально обес­печить формирование информационной культуры личности.
3.        Образовательных учреждений Кемеровской области (Беловского педагогического колледжа – директор Г.П.Забелина; Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования - ректор Заруба Н.А.) и библиотек региона, содействовавших на инициативной основе реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе и формированию информаци­онной культуры учащихся.
 
В. отмечают актуальность формирования новой информационной культуры, интегрирующей знания, традиционные и новые технологии работы с информацией, технические, гуманитарные и социальные навыки коммуникации в глобальной единой образовательной среде для подготовки человека к жизни в информационном обществе. Субъектами практического решения этой задачи становятся: школьные учителя, закладывающие основы информационной грамотности; преподаватели в системах среднего и высшего профессионального образования, содействующие развитию у студентов информационных компетенций по специальностям; библиотекари, поддерживающие развитие информационной культуры учащегося на всех этапах жизни.
 
Г.         выделяют проблемы образования, требу­ющие решения:
1.        Низкий уровень информационной культуры учащейся молодежи и специалистов, неготовность  к комплексному использованию традиционных и электронных информа­ционных ресурсов в своей познаватель­ной и профессиональной деятельности; отсутствие мировоззренческой мотивации, формирующей ценностные ориентации по отношению к  информационной подготовке  как неотъемлемому условию  успешной самореализации  личности в информационном обществе и обществе знаний.
2.        Отсутствие системы информационного образования, разрозненность действий образовательных учреждений, библиотек, общественных организаций по непрерывному  информационному образованию граждан.
3.        Отсутствие кадров, специально подготовленных для поддержки становления и непрерывного развития инфор­мационной культуры личности на протяжении жизни.
4.        Отсутствие комплексов учебно-ме­тодических материалов, обеспечива­ющих дифференцированный  подход к формированию информационной культуры учащихся на разных возрастных этапах.
5.        Отсутствие  междисциплинарного сотрудничества ученых и специалистов различных областей знаний в разработке теоретических основ информационной культуры личности.
 
Д.        адресуют пожелания:
Российскому  комитету  Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:
1.        Поддержать междисциплинарную разработку проблем развития информационной культуры личности в условиях  системы непрерывного образования. Наряду с разработками для традиционной системы начального, среднего и высшего образования инициировать проекты по проблемам развития информационной культуры личности в последипломном образовании. 
2.        Содействовать широкому обсуждению и внедрению в России учебно-методических комплексов и технологий формирования информационной культуры личности.
3.        Поддержать становление сетевого сообщества учащихся и специалистов для развития информационной культуры личности.
4.        Привлечь внимание международного сообщества к российскому опыту формирования информационной культуры личности.
Федеральному агентству по образованию Российской Федерации:
  1. Рассмотреть на коллегии разработанную в НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ  концепцию формирования информационной культуры личности с целью внедрения на разных ступенях информационного образования.
  2. Рассмотреть возможности включения учебного курса «Ос­новы информационной культуры личности» в программы общего, профессионального и постдипломного образования.
  3. Оценить разработанный НИИ  информационных технологий социальной сферы КемГУКИ учебно-методический комплекс по подготовке учителя основ информационной культуры личности  и рассмотреть возможность его реализации на базе  среднего специального образования (педагогических колледжей).
  4. Поддержать развитие информационной культуры  учителей и преподавателей вузов, объединяя усилия государственных учреждений, бизнеса и общественности через сетевые сообщества.
Федеральному агентству по культуре и кинематографии:
  1. Содействовать развитию деятельности библиотек по  формированию информационной культуры личности с учетом результатов исследований НИИ  информационных технологий социальной сферы КемГУКИ .
  2. Рассмотреть возможность подготовки специалистов  по  формированию информационной культуры личности на базе вузов культуры искусств.
  3. Поддержать развитие информационной культуры библиотекарей и преподавателей, объединяя усилия государственных учреждений, бизнеса и общественности через сетевые сообщества.
Научно-исследовательскому институту информационных технологий социальной сферы  Кузбасса, действующему в структуре Кемеровского  государственного университета  культуры и искусств:
1.       Обеспечить проведение комплекс­ного исследования по выявлению  возможностей и специфики деятель­ности образовательных и библиотечно-информационных  учреждений региона по формированию информационной культуры личности.
2.       Разработать пакет учебно-методической документации по  организации подготовки кадров, обеспечи­вающих формирование инфор­мационной культуры личности в образовательных учреждениях и библиотеках.
3.       Продолжить разработку учебно-методического обеспечения кур­сов «Основы информационной культуры личности» на основе дифференцированного подхода к формированию информационной культуры учащейся молодежи в соответствии с их возрастными особенностями.
  1. Подготовить для рассмотрения на заседании  коллегии депар­тамента образования, науки и  профессионального образования Кемеровской области обоснование   включения в учебные планы образовательных учреждений общего, профессионального и послевузовского образования  учебного курса «Ос­новы информационной культуры личности». 
Центру по проблемам информатизации сферы культуры:
Разместить настоящее решение на веб-сайте конференции (http://confifap.cpic.ru/2006/rus/info/default.asp).