Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


Общества знаний и информационное общество – разницу определяет доклад ЮНЕСКО

2005-03-11 (Париж)
 
3 ноября 2005 г. был представлен доклад ЮНЕСКО, призывающий правительства развивать качественное образование для всех, расширять доступ сообществ к информационным и коммуникационным технологиям и активизировать международный обмен научными знаниями с целью сокращения цифрового и «когнитивного» разрывов между Севером и Югом и продвижения в сторону  «разумного» устойчивого человеческого развития.
В докладе «На пути к обществам знания»*, который представил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, также указывается необходимость придать языковому разнообразию приоритетное значение, совместно использовать экологические знания, совершенствовать статистические инструменты оценки знаний, а также оказывать помощь политикам в определении приоритетов.
 
Авторы доклада** подчеркивают отличие обществ знаний от информационных обществ. Общества знаний способствуют росту благосостояния отдельных людей и сообществ, охватывают социальные, этические и политические аспекты. Так, например, Сингапур, который на этапе обретения независимости был развивающимся государством, состоящем из бидонвилей, всего лишь за четыре десятилетия, делая упор на знания (образование) и творчество, ныне по темпам экономического развития опережает большинство промышленно развитых стран.
 
Менее известен опыт общины Вилла эль Сальвадор в Перу. Несколько тысяч людей, выселенных из Лимы в 1971 г., обосновались в пустыне и построили без внешней помощи школы и учебные центры, и превратили трущобы в организованный город, насчитывающий более 400,000 жителей. 98% детей здесь посещают школы, уровень неграмотности среди взрослого населения составляет 4,5% и является самым низким в стране, а в университетах Виллы эль Сальвадор и столицы Лимы учится более 15,000 студентов.
 
Информационное же общество основывается на достижениях научно-технического прогресса, при этом существует опасность, что те, кто не умеет использовать эти достижения в своих интересах, получат лишь «набор невразумительных сведений».
В докладе представлена «панорама будущего, которое видится нам одновременно многообещающим и вызывающим известное беспокойство, - заявил Генеральный директор ЮНЕСКО. - Многообещающим – потому, что потенциал разумного и умелого использования новейших технологий, открывает поистине широкие перспективы для устойчивого развития человека и построения более демократических обществ. Вызывающим беспокойство – потому, что на этом пути действительно существуют вполне реальные препятствия и ловушки».
 
По мнению авторов доклада, одним из главных препятствий является неравенство в доступе к информационным и коммуникационным технологиям, известное как цифровой разрыв. Лишь 11% мирового населения имеет доступ к Интернету и 90% из них живут в промышленно развитых странах.
 
Этот цифровой разрыв является в свою очередь следствием более серьезного разрыва. «Сегодня как никогда ранее когнитивный разрыв отделяет страны с мощным научно-исследовательским потенциалом, высокоэффективными системами образования и государственными обучающими и культурными структурами от стран с несовершенными системами образования, научными учреждениями, которые испытывают острую нехватку средств и в результате чего сталкиваются с проблемой утечки мозгов», - пишут авторы доклада. Для развития обществ знаний необходимо сократить эти разрывы и «укрепить две главные составляющие мирового информационного общества – доступ к информации и свободу выражения мнений, которые пока еще не обеспечены повсеместно».
 
По мнению авторов доклада, для развития обществ знаний наличие культурного и языкового разнообразия также имеет большое значение. Они отмечают, что местные и традиционные знания могут иметь неоценимое значение в вопросах сельского хозяйства и здравоохранения. Эта категория знаний, которая часто встречается в обществах, не имеющих письменности, наиболее уязвима. Согласно оценке один язык исчезает каждые две недели и большая часть этих традиционных знаний теряется. В докладе приводятся примеры использования традиционных знаний, в частности, касающиеся  ведения сельского хозяйства на островах Фиджи.
 
Авторы доклада подчеркивают, что невежество может обойтись гораздо дороже, чем затраты на образование и совместное использования знаний. Они призывают к созданию обществ, способных обеспечить социальную интеграцию всех своих членов и содействовать распространению новых форм солидарности, охватывающих как нынешние, так и будущие поколения. В докладе говорится, что никто не должен быть исключен из обществ знаний, в которых образование является общественным благом, доступным каждому человеку.

* Первый в новой серии Всемирных докладов, доклад «К обществам знания» будет представлен на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (Тунис, 16-18 ноября). Следующий Всемирный доклад, который выйдет в 2007 г., будет посвящен вопросам культурного разнообразия.
 
** Этот Всемирный доклад подготовлен группой ведущих экспертов и интеллектуалов под руководством Жерома Бенде, заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по сектору социальных и гуманитарных наук, директора отдела прогнозирования, философии и гуманитарных наук.Полезные