Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

В мире нет стран, где все школы имели бы библиотеку: доклад ЮНЕСКО о начальном образовании
 
2008-28-05 (Париж)

В последнем исследовании Института статистики ЮНЕСКО отмечается значительное воздействие фактора социального неравенства на состояние начального образования в различных странах, и, следовательно, необходимость предоставления всем детям равных возможностей для обучения.
 
В докладе «Начальные школы: взгляд изнутри» приводятся результаты уникального обследования, проведенного в 11 странах Латинской Америки, Азии и Северной Африки. В качестве участников Всемирной программы показателей в области образования (ВППО), эти страны оказали содействие в подготовке и проведении обследования, направленного на изучения факторов, обуславливающих равенство возможностей и качество начального образования.

Учителя четвертых классов и директора более 7600 школ ответили на подробные вопросники, затрагивавшие такие проблемы, как организация учебной работы; условия, в которых она ведется; методика преподавания; поддержка, оказываемая учителям и директорам школ.

«В докладе предлагается целый ряд ценных данных. Так, согласно этим данным, в школах не хватает даже самого элементарного – водопровода и электричества – то есть того, что считается само собой разумеющимся в развитых странах, - заявляет директор института Хендрик ван дер Пол. – Кроме того, данные красноречиво свидетельствуют о том, что социальное неравенство сказывается на возможностях ребенка приобретать знания. И в этом отношении ни одна страна – будь она богатой или бедной - не может считаться защищенной».

В начальных разделах доклада содержится вывод о наличии глубокого дисбаланса в объемах средств, выделяемых на городские и сельские школы. Было установлено, что в Индии только 27% сельских школ оснащены электричеством, в то время, как в малых и крупных городах они составили 76%. Только в половине сельских школ имелось достаточное количество туалетов для девочек, а телефон был установлен меньше, чем в 4% из них. Менее половины сельских школ Перу оснащены электричеством, имеют библиотеки, а также туалеты для девочек или мальчиков. В городах же почти все школы снабжаются электричеством, в 65% этих школ имеется достаточное количество туалетов, в 74% из них есть библиотеки.

В целом, результаты обследования показывают, что сельские школы остро нуждаются в ремонте. Например, в Перу и на Филиппинах директора сельских школ сообщают, что около 70% учащихся обучаются в школьных помещениях, требующих либо капитального ремонта, либо новых помещений. Половина сельских школьников Бразилии обучается в обветшалых классах. В городах же этот показатель не превышает 30%.

«Крайнее беспокойство вызывает тот факт, что объем выделяемых на школьников ассигнований зависит от места их проживания – и это только часть проблемы, - говорит Янхонг Занг, один из соавторов доклада. – Обследование показывает, что сельские школьники, по большей части, относятся к малообеспеченным слоям населения. Таким образом, неравенство в материальном обеспечении школ, в которых они обучаются, сопрягается с их социально-экономическим положением. В действительности, эти дети оказываются в дважды невыгодном положении, вследствие необеспеченности их семей и их школ».

В ходе обследования учителям и директорам школ было предложено оценить положение их учащихся на основе ряда факторов – от уровня доходов и образования их родителей до количества пропущенных детьми школьных обедов. На основе полученной информации был разработан индекс, с помощью которого были проанализированы причинно-следственные связи между социально-экономическим положением и условиями, в которых проходит обучение детей, включая и учебную среду.

Заинтересованность учителей и учеников является одним из важнейших факторов, определяющих учебную среду. В докладе делается вывод о том, что в ответах учителей и директоров школ, работающих с социально уязвимыми детьми, прослеживается тенденция к заниженной оценке уровня мотивации учеников, а также к завышенной оценке серьезности проблемы их поведения. Особенно характерны в этом отношении ответы, полученные из латиноамериканских стран. Такая же картина складывается и при сравнении частных и государственных школ.

Сделанные в докладе выводы основаны на восприятиях, в силу чего к ним следует относиться с осторожностью. Действительно ли дети из малообеспеченных семей менее мотивированы в учебе? Не сказываются ли трудные условия работы учителей на их оценке учеников? По мнению авторов доклада, обе перечисленные ситуации проблематичны. Отрицательное восприятие обстановки может привести к безвыходному положению: ожидания, возложенные учителями, родителями и учениками на учебный процесс, низки, а, следовательно, низки и полученные результаты.

Обследование ВППО, проведенное в начальных школах, пролило свет на то, каким образом этот цикл заниженных ожиданий может воздействовать на характер среды преподавания и обучения. Оно содержит подробную информацию по ряду проблем – от мер, направленных на реализацию потенциала всех учащихся, до участия родителей в школьной жизни своих детей.

Собранные данные показывают, что условия работы в школах осложняются там, где основную массу учащихся составляют дети, относящиеся к социально уязвимым категориям населения. В целом, в этих школах учителя выражают неудовлетворенность оплатой их труда, поддержкой со стороны родителей, переполненностью классов и нехваткой учебных пособий.

При обследовании также использовался специальный вопросник, предназначенный для выявления возможностей, предоставленных ученикам, в получении знаний через чтение. В большинстве стран учителя, работающие с мотивированными и обеспеченными учениками, склонны использовать интересные учебные материалы и методы обучения. С другой стороны, учителя, работающие с детьми из малообеспеченных семей, характеризуют свой стиль преподавания как менее требовательный и зачастую основанный на заучивании наизусть.

Авторы доклада подчеркивают, что школы, в которых обучаются дети неблагополучных районов, остро нуждаются в дополнительных средствах. Однако только ремонт школьных помещений или создание библиотек не обеспечат всем детям возможности реализации своего потенциала. Необходима четкая политика, направленная на улучшение учебной среды для детей и условий работы для учителей и директоров школ. Неравенство представляет собой сложный набор проблем, определяющих характер общества в целом. Однако при наличии должной поддержки, школы могут расширить возможности всех своих учащихся.


С полным текстом доклада (на английском языке), а также с его сокращенным вариантом (на английском и испанском языках) можно ознакомиться на сайте Института статистики ЮНЕСКО: http://www.uis.unesco.org/publications/weisps.

Краткие выдержки из обследования ВППО по начальным школам:

В Парагвае, Филиппинах и Шри-Ланке один ученик из пяти обучается в школе без водопровода.

В мире нет стран, где все школы имели бы библиотеку. В Индии, Парагвае, Перу, Филиппинах, Шри-Ланке и Тунисе меньше половины детей учатся в школах с телефоном.

Чуть более половины учеников, среди которых проводилось обследование ВППО-СОУ (Всемирная программа показателей в области образования – Статистическое обследовании учащихся), посещали школы, где для административных нужд имелся компьютер. Однако только относительно небольшое число учеников посещало такие школы в Индии, Парагвае, Шри-Ланке и Тунисе. Впечатляющим является число школ в Чили, оборудованных компьютерами. Ими пользуются ученики, обеспечивается подключение к сети Интернет.

В Тунисе родители трети всех учеников должны были платить за учебники. А в Аргентине такая ситуация распространяется на 24% детей, в то время, как в Индии они составили почти 10%. Шри-Ланка оказалась единственной страной, где почти все ученики обеспечивались учебниками бесплатно.

Две трети или более детей Аргентины, Бразилии, Малайзии, Туниса и Уругвая обучались в школах, где 70% учителей проработали по крайней мере в течение пяти последних лет. Это указывает на наличие проблемы со стабильностью преподавательских кадров.

754 - это среднегодовое количество учебных часов в Уругвае. В Чили, Индии, Малайзии и Филиппинах оно превышает 1000. Значительной неравномерностью отличались Чили, Индия и Филиппины, где различия в общем числе посещаемых учениками занятий достигли 440 и более часов.

В соответствии с ВООП-СОУ, рядовой учитель четвертого класса занят в одной школе 23 часа в неделю. Общая учебная нагрузка учителя четвертого класса, работающего только в одной школе, колеблется в пределах от 14 часов в неделю в Малайзии до 31 часа – в Чили и Филиппинах.

За исключением Индии, Малайзии и Шри-Ланки, большинство учителей выразили низкий уровень удовлетворенности своей зарплатой. Только в Индии и Шри-Ланке учителя более половины учеников полагают, что их профессиональный статус выше, чем у представителей других профессий с аналогичным уровнем образования.
 
 
Источник: ЮНЕСКО-Пресс