Регистрация |
Поиск |
Инвестиции в образование - лишь для небольшого числа стран
2007-15-10 (Париж) Согласно данным, опубликованным в новом докладе Статистического института ЮНЕСКО (СИЮ), ассигнования на образование в таких странах как Франция, Германия, Италия или Великобритания во много раз превышают объем бюджетных средств, выделяемых на эти цели во всех странах Африки к югу от Сахары вместе взятых.
Во Всемирном докладе по образованию за 2007 г. приводятся статистические данные по всем ступеням образования - от начального до высшего, на основании исследований, проведенных в более чем 200 странах. Финансирование образования – главная тема этого доклада. При его составлении была использована система показателей, позволяющих сопоставить финансовые схемы сфер образования разных уровней и разных стран.
Объем государственных бюджетных средств, выделяемых на цели образования в странах Африки к югу от Сахары, составляет 2,4% от мирового бюджета государственной сферы образования. Между тем, по данным доклада в этих странах проживает около 15% всех детей школьного возраста. Напротив, в США, где проживают 4% детей и молодежи мира, на сферу образования приходится 28% мирового бюджета. Такое процентное соотношение объясняется большим количеством студентов в этой стране и высокой стоимостью высшего образования. Фактически США являются самым крупным инвестором в сферу образования. По данным, приводимым в докладе, расходы на образование в США почти равны сумме государственных расходов на образование шести регионов мира – арабских стран, Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Южной и Западной Азии и стран Африки к югу от Сахары. Вторыми (после Северо-Американского и Западно-Европейского регионов) в списке наиболее крупных инвесторов стоят Восточная Азия и страны Тихоокеанского региона, доля которых в мировом объеме государственных ассигнований на образование составляет 18%. Однако такие данные должны рассматриваться в контексте социально-экономического развития, согласно которому доля этих стран в общемировом ВВП составляет 28%, тогда как число детей школьного возраста, проживающих в этих странах, составляет 29%. Совершенно противоположная картина наблюдается в Южной и Западной Азии, где 7% от общемировых инвестиций в образование предназначаются для 28% детей и молодежи. Более сбалансированной выглядит ситуация в Латинской Америке и Карибском бассейне. В странах этого региона доля расходов на образование, доля детей школьного возраста, а также ВВП колеблются от 8 до 9%. Государственные инвестиции представляют собой основной, но далеко не единственный источник финансирования сферы образования. Во многих странах, в особенности, в экономически менее развитых, государство возлагает существенную часть расходов на самих студентов и на общины. Сюда входят плата за обучение, стоимость учебников, приобретение школьной формы, а также частичная оплата работы учителей и взносы в бюджет ассоциаций родителей и учащихся. «В дебатах политического характера зачастую отражается неодобрительное отношение к частному финансированию, - говорит директор СИЮ Хендрик Вандерпол. – Следует заметить, что многие страны, как богатые, так и бедные, используют частные ассигнования или заключение партнерских соглашений для поддержки высшего образования. Задача состоит в том, чтобы обеспечить студентам из бедных семей доступ к образованию путем предоставления стипендий или выделения бесплатных кредитов». «Дело обстоит иначе с начальным и средним образованием, где особенно остро встают проблемы равенства возможностей, - говорит Хендрик Вандерпол. – Будет ли правильно со стороны государства, если обеспечение права человека на качественное базовое образование будет поставлено в прямую зависимость от финансовых возможностей его семьи?». Ситуация в Индии является наглядным примером дисбаланса между различными уровнями образования. Средства из семейного бюджета составляют более четверти (28%) стоимости обучения ребенка в начальной и средней школе. Так, плата за обучение становится серьезным препятствием для детей из малообеспеченных семей. Вместе с тем, доля расходов по оплате высшего образования, приходящаяся на семью, составляет лишь 14%, при том, что большинство студентов вузов - дети из обеспеченных семей. По данным, приводимым в докладе, самая высокая финансовая нагрузка приходится на семьи в Никарагуа, где за счет семейного бюджета оплачивается почти половина стоимости обучения в начальной и средней школе. Такая же ситуация наблюдается в Чили (31% от стоимости образования), Индонезии (25%) и Лаосской НДР (21%). «Безусловно, нам необходимы более полные данные, - говорит Вандерпол. – В настоящее время только около 60 стран способны предоставить достоверные данные о частных инвестициях в образование. Не располагая необходимыми данными, мы будем по-прежнему недооценивать всю тяжесть ситуации малообеспеченных семей, желающих дать образование своим детям». Источник: ЮНЕСКО-Пресс
Подробнее:
|
|||
© 2006 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” |
|