Регистрация |
Поиск |
Совместное обращение по случаю Всемирного дня учителя 2007-03-10 (Париж)
Совместное послание по случаю Всемирного дня учителя
5 октября 2007 г.
Сегодня по случаю Всемирного дня учителя мы поздравляем учителей, отдавая должное их огромному вкладу в дело обеспечения качественного образования для всех детей. Однако во многих странах не все дети имеют возможность прийти в школу, где их научат читать и считать, потому что не хватает квалифицированных учителей. Это отрицательно сказывается не только на будущем самих детей, но и на развитии всего общества.
Учителя играют важную роль в достижении поставленных на международном уровне целей образования для всех (ОДВ), а также целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ). Согласно этим целям правительства должны обеспечить хорошее, качественное образование для всех детей к 2015 г. Растущая нехватка квалифицированных учителей является главной причиной, сдерживающей достижение этих целей. По расчетам ЮНЕСКО к 2015 г. во всем мире потребуется 18 миллионов новых учителей, из них 4 миллиона только в Африке. Серьезную угрозу достижению этих целей представляют такие факторы, как высокие темпы роста населения, растущая численность школьного контингента и последствия ВИЧ и СПИДа в ряде стран Африки к югу от Сахары, в арабских государствах, странах Южной и Восточной Азии, а также высокая текучесть учительских кадров наряду с нехваткой учителей по некоторым предметам в более развитых странах.
Но это далеко не единственная проблема. Результаты обучения в значительной степени зависят от квалификации учителей и уровня преподавания. Это означает, что нужна система образования, способная привлечь и удержать квалифицированных, заинтересованных и энергичных учителей, причем и мужчин, и женщин. Нужна система, поддерживающая учителя на уроке в классе и в совершенствовании профессионального мастерства. Чувство неудовлетворенности своим положением, низкая заработная плата, невысокий уровень преподавания, отсутствие нормальных условий в школе и перспектив для профессионального роста или повышения квалификации вынуждают многих учителей уходить из профессии, иногда всего после нескольких лет работы.
Принимаются определенные меры, с тем чтобы привлечь и удержать в школе учителей, однако иногда это делается в ущерб качеству образования. Попытки решить проблему нехватки учителей путем увеличения наполняемости классов или нагрузки учителя, особенно если он и так не получает необходимой поддержки, путем снижения требований к абитуриентам, поступающим в педагогические колледжи, или приема на работу неквалифицированных или низкоквалифицированных специалистов в условиях практического отсутствия у учителя гарантий на будущее могут привести лишь к дальнейшему снижению престижа профессии, и в результате учитель останется один на один с реальными проблемами работы в классе или утратит профессиональную мотивацию.
В совместной Рекомендации МОТ-ЮНЕСКО о положении учителей от 1966 г. и в Рекомендации ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений от 1997 г. указаны основные меры, призванные обеспечить подготовку квалифицированных преподавательских кадров и повысить уровень преподавания. В этих рекомендациях содержатся принципы и ориентиры, касающиеся положения учителей, их подготовки, условий работы, профессионального роста и участия в процессе принятия решений в области образования путем консультаций и переговоров. Каждый год 5 октября, в день, когда в 1966 г. была принята упомянутая рекомендация, отмечается Всемирный день учителя, который дает возможность проанализировать проблемы и подумать над тем, что необходимо сделать для обеспечения высокого уровня преподавания и обучения для всех.
Для осуществления этих рекомендаций и достижения поставленных в них программных целей необходимы точные данные, которые могут быть положены в основу эффективного текущего планирования. Полные, своевременные и всеобъемлющие данные и информация об учителях, школах и учащихся позволят глубже разобраться в целом ряде проблем в этой области. Важными элементами в процессе планирования деятельности по созданию и рациональному использованию эффективного потенциала педагогических кадров являются системы данных и информации об учителях, современные исследования, анализ затрат, микропланирование и картирование школ. К ним также относится информация о средствах из государственных и частных источников, необходимых для обеспечения качественного образования и преподавания в соответствии с положениями рекомендации 1966 г., а также об устремлениях учителей, воздействии педагогической подготовки, включая подготовку на месте работы, о возможностях привлечения учителей и их организаций к полноценному участию в принятии важных решений в области образования с помощью эффективного социального диалога и препятствиях на этом пути, а также о других факторах, оказывающихся на работе учителя в классе, которые способны оказать значительное влияние на процесс обучения детей.
Однако в настоящее время в данных и информации об учителях и педагогической деятельности есть существенные пробелы. Существующие сравнительные базы данных слабы и нуждаются в совершенствовании для того, чтобы более эффективно отслеживать прогресс в достижении международных целей. Мы должны объединить усилия с целью создания систем и структур, обеспечивающих и поддерживающих эффективное текущее планирование и управление преподавательскими кадрами, которые играют решающую роль в достижении цели качественного образования для всех.
По случаю Всемирного дня учителя мы поздравляем учителей на всех континентах, во всех странах, городах и деревнях и выражаем им благодарность за их неустанный труд зачастую в трудных условиях. Признавая их жизненно важную роль, мы подтверждаем необходимость дальнейшей совместной работы в целях более глубокого изучения проблем и достижения уверенности в том, что у нас есть все для того, чтобы сделать правильный выбор и обеспечить набор, подготовку и поддержку учителей, которые будут содействовать созданию корпуса заинтересованных и энергичных учителей, способных внести вклад в достижение нашей общей цели обеспечения качественного образования для всех детей.
Коитиро Мацуура
Генеральный директор ЮНЕСКО
Хуан Сомавия
Генеральный директор МОТ
Кемаль Дервиш
Администратор ПРООН
Энн М. Виниман
Директор-исполнитель ЮНИСЕФ
Тулас Нксези
Президент Интернационал образования
|
|||
© 2006 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” |
|