Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

Результаты исследования российского ученого Н. И. Гендиной были представлены в серии публикаций Первой международной обзорной встречи WSIS+10 

 

2013-25-03

 

Результаты исследования «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ», проведенного членом Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», директором НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, заслуженным деятелем науки РФ, профессором Н.И.Гендиной, представлены ЮНЕСКО на английском языке в серии исследовательских публикаций, приуроченных к проведению Первой международной обзорной встречи WSIS+10 «Построение обществ знаний в интересах мира и устойчивого развития» (Париж, 25-27 февраля 2013 г.).

 

В преддверии этого форума Сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО было инициировано проведение серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». Эти исследования были выполнены ведущими мировыми специалистами:

  • Элис Ли, доктор, профессор Факультета журналистики Гонконгского баптистского университета (Китай) –   «Грамотность и необходимые компетенции для общества знаний»;
  • Хесус Лау, доктор, профессор Университета Веракруза (Мексика) –    «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности»;
  • Тони Карбо доктор, профессор Колледжа информатики и технологии Университета Дрекселя и Университета Питтсбурга(США) –    «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности: детальный анализ понятий в рамках медиаграмотности и метаграмотности»;
  • Наталья Гендина, доктор, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Россия) – «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ».

 

Все эти материалы, опубликованные на английском языке, доступны на сайте http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/flagship-project-activities/wsis-10-review-event-25-27-february-2013/open-consultation-recommendations/. В научно-аналитическом обзоре Н. И. Гендиной приводятся результаты исследования состояния информационной подготовки и медиаобразования в России и СНГ. Исследование проведено на основе анализа русскоязычных публикаций и электронных ресурсов по медиаобразованию и информационной подготовке за 1990-2010 гг. Осуществлен анализ развития теории и практики информационной подготовки и медиобразования, раскрыт вклад образовательных учреждений, библиотек, общественных организаций и профессиональных ассоциаций в развитие информационной грамотности, информационной культуры и медиаграмотности граждан России и СНГ. Значительное внимание в обзоре уделено вкладу Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в продвижение идей информационной грамотности и информационной культуры среди граждан России и СНГ.

 

Сопоставление содержания информационной подготовки и медиаобразования позволило выделить как черты их сходства, так и различия. Общими компонентами, как для информационной подготовки, так и для медиаобразования, понимаемыми как целостная совокупность знаний, умений и навыков, а также готовность использовать их в условиях реальной жизни, являются: представление об информационном обществе и многообразии существующих информационных ресурсов, овладение алгоритмами информационного поиска, овладение методами аналитико-синтетическая переработка источников информации, овладение технологией подготовки различных информационных продуктов. Общим компонентом, характеризующим информационную компетентность современного человека, включая и медиакомпетентность, является компьютерная грамотность и навыки работы с ИКТ.

 

Различия между информационной подготовкой и медиаобразованием обусловлены спецификой объектов, на основе которых происходит обучение. Собственно информационная подготовка преимущественно связана с различными видами документальных информационных ресурсов, как в традиционной, так и в электронной форме. Медиаобразование базируется на специфических объектах – медиатекстах, требующих для работы с ними владения специальными методами анализа.

 

Проведенное исследование свидетельствует, что информационная подготовка и медиаобразование в России и СНГ развиваются параллельно, слабо взаимодействуя друг с другом. Это доказывается анализом потока диссертаций, монографий, статей, материалов конференций, отражающих теорию и практику информационной и медиаподготовки. Следовательно, в ближайшее время маловероятной является возможность конвергенции информационного и медиаобразования в России и СНГ.

 

Сделан вывод о том, что в России и странах СНГ на уровне министерств образования информационная подготовка понимается неоправданно узко, она реализуется, прежде всего, за счет ликвидации компьютерной безграмотности и обучения владением основами ИКТ. Идеи и принципы информационной подготовки и медиаобразования пока еще недостаточно широко известны, а потенциал таких направлений деятельности, как формирование информационной грамотности и медиаграмотности, формирование информационной культуры личности, и остается недооцененным и слабо используемым. Выявлены основные барьеры, сдерживающие развитие информационной подготовки и медиаобразования в России и СНГ, намечены перспективы   дальнейших исследований и практических действий в данной сфере.

 

Полное изложение результатов исследования на русском языке представлено в монографии: Гендина, Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.