Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

Утвержден текст Московской декларации о сохранении электронной информации

 

2011-31-10

 

Московская декларация о сохранении электронной информации - итоговый документ Международной конференции «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы», прошедшей 3-5 октября 2011 года в Москве в рамках председательства России в Программе ЮНЕСКО "Информация для всех". Публикуем текст этого документа.

 

Московская декларация о сохранении электронной информации

 

Итоговый документ

Международной конференции «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы»

3-5 октября 2011 г.

 

Сохранение электронной информации - новая проблема, встающая как перед миром в целом, так и перед каждым человеком в отдельности. Она возникла в условиях, когда электронные устройства используются практически во всех сферах жизнедеятельности; объемы информации, изначально создаваемой в цифровом виде или оцифрованной, растут экспоненциально; увеличивается многообразие форматов представления информации, типов и видов цифровых объектов; быстро сменяются технологии и программное обеспечение; надежность и срок работы современных цифровых носителей не отвечают задачам долгосрочного сохранения информации; в виртуальном пространстве электронной информации затрудняется практика правоприменения, размываются национальные юрисдикции. Несмотря на все предпринимаемые усилия, сохранение электронной информации отстает от темпов технического развития и социальных изменений.

 

Почти две тысячи лет, со времен создания Александрийской библиотеки, человечество училось сохранять информацию на аналоговых носителях. Для этого во всех развитых государствах мира к середине ХХ века была сформирована разветвленная система универсальных и специализированных библиотек, архивов, музеев, центров научно-технической информации, которые делили между собой основные функции и при этом активно взаимодействовали как по вертикали, так и по горизонтали, как на национальном, так и на международном уровнях. Все эти институты были только частью огромной сложной инфраструктуры, включающей также профессиональную печать, научно-исследовательские институты, методические центры, систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, национальные и международные профессиональные ассоциации, индустрию производства специализированного оборудования, стандартизирующие организации и др. Постоянно актуализируются методы и критерии отбора источников информации, тщательно разработанные и стандартизированные во всем мире методы ее описания, учета и хранения.

 

В отличие от ситуации с сохранением аналоговой информации в большинстве стран:

  • не сформирована философия долговременного сохранения электронной информации;
  • нет ни нормативной правовой базы, ни выстроенной политики, реализация которой вела бы к созданию такой базы;
  • необходимая для сохранения электронной информации инфраструктура не только не создана, зачастую нет даже понимания, что ее необходимо создавать.
     

Традиционные институты памяти – библиотеки, архивы и музеи – с сохранением возрастающих объёмов электронной информации не справляются, и они сами с тревогой говорят об этом.


В целях повышения осознания важности, масштаба и остроты проблем сохранения электронной информации в профессиональных сообществах, на политическом уровне и среди широкой общественности, содействия определению приоритетных проблемных областей, политических и профессиональных стратегий в сфере сохранения электронной информации и совершенствования международной, региональной, национальной политики, законодательства и деятельности в этой сфере было инициировано проведение Международной конференции «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы».

 

Конференция состоялась 3–5 октября 2011 г. в Москве и объединила около 150 участников из 37 стран - руководителей и ведущих специалистов крупнейших библиотек, архивов, музеев, НИИ, университетов, международных организаций, органов государственной власти, СМИ, издательств, центров научно-технической информации, индустрии ИКТ и других структур, заинтересованных в развитии темы сохранения цифровой информации.

 

Конференция была организована в рамках председательства России в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» Министерством культуры РФ, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Государственной Третьяковской галереей.

 

Конференция сделала вывод о том, что необходимо предпринимать срочные меры на уровне политики и практики. В противном случае очень высока вероятность в скором времени обнаружить, что:

  • не были собраны и потому оказались безвозвратно потеряны для будущих поколений огромные объемы сетевой и другой информации, в том числе связанной с историей, культурой и наукой (контент порталов и вебсайтов, блогов, социальных сетей, электронная переписка выдающихся деятелей, институциональные и личные электронные архивы и т.д.);
  • потеряно огромное количество оцифрованной информации, поскольку либо не были надлежащим образом обеспечены процессы оцифровки, либо она не была своевременно и правильно каталогизирована и поэтому теперь не может быть найдена, либо она хранилась ненадлежащим образом, либо не была вовремя переведена в новые цифровые форматы.

 

Обеспечив надежную передачу информации от человека к человеку, от поколения к поколению, мы сможем избежать наступления т. н. «темного информационного века», который описывается в терминах «цифровой Альцгеймер», «цифровая амнезия». Забота о сохранении электронной информации должна начинаться в момент рождения информационного объекта.


Исходя из вышесказанного, участники конференции заявляют о необходимости следующих мер в нижеперечисленных областях:

 

1. Политика. Поддержка формирования и развития на национальном и международном уровнях философии, стратегии и политики сохранения электронной информации, включающих социокультурный, правовой, экономический, административный, кадровый, технический, технологический и другие аспекты. Сохранение электронной информации должно стать неотъемлемой составной частью политики в сфере культуры, образования, науки и информационной политики/политики построения информационного общества.

 

2. Информирование/просвещение. Содействие повышению осведомленности общественности и лиц, принимающих решения, о потенциальных рисках и базовых принципах, связанных с сохранением электронной информации, в т.ч. с долговременным сохранением.

 

3. Образование. Содействие созданию, развитию и распространению образовательных программ и курсов различного уровня для специалистов и руководителей институтов памяти (прежде всего, библиотек, архивов, музеев, центров научно-технической информации) и других структур, которые вовлечены/должны быть вовлечены в деятельность по сохранению электронной информации. Включение связанных с сохранением электронной информации базовых знаний и умений в деятельность/программы/курсы, направленные на повышение медиа- и информационной грамотности/культуры как профессионалов в сфере информации, так и рядовых граждан.

 

4. Исследования. Поддержка научных исследований философских, политических, экономических, социокультурных, организационных, правовых, кадровых, технологических, методологических, методических, этических и других аспектов проблемы сохранения электронной информации. Поддержка взаимодействия на национальном и международном уровнях, направленного на разработку решений, стандартов и обмена опытом в сфере сохранения электронной информации.

 

5. Экономика. Разработка базовых принципов организации финансирования деятельности по долгосрочному сохранению электронной информации силами традиционных институтов памяти. Включение оценки усилий, подходов и решений с точки зрения их экономичности в качестве обязательного компонента стратегии и деятельности в сфере сохранения электронной информации; повышение уровня информированности в этой области.

 

6. Сотрудничество. Продвижение межведомственного сотрудничества институтов памяти, образовательных учреждений и органов власти с частным бизнесом и другими структурами, активно участвующими в цифровом сохранении, в том числе с общественными и частными инициативами и проектами; развитие международного сотрудничества.

 

7. Индустрия ИКТ. Налаживание и укрепление взаимодействия с индустрией информационно-коммуникационных технологий с целью включения в операционные системы и основные пакеты приложений процедур, способствующих/обеспечивающих долговременное сохранение электронной информации. Поддержка разработки и внедрения свободного открытого программного обеспечения для сохранения электронной информации.


Участники конференции обращаются со следующими предложениями:

 

к ЮНЕСКО:

  • Использовать Программу ЮНЕСКО «Информация для всех», одним из пяти приоритетных направлений которой является сохранение информации, в качестве международной междисциплинарной и межинституциональной площадки для формирования рамок политики, дискуссий и обмена передовым опытом.
  • Актуализировать Хартию о сохранении цифрового наследия, сделав ее нормативным инструментом высокого политического уровня.
  • Рассмотреть вопрос о подготовке Всемирного доклада по сохранению цифровой информации с целью:
    • всестороннего и как можно более полного определения вызовов и проблем, связанных с сохранением информации в цифровом виде;
    • анализа состояния деятельности по сохранению цифровой информации, отвечающей на эти вызовы и решающей возникающие проблемы; вычленения субъектов, осуществляющих эту деятельность; определения их целей, средств и методов подобной деятельности;
    • понимания того, как осуществляется/должна осуществляться координация предпринимаемых усилий на национальном, региональном и международном уровнях;
    • оценки уровня осведомленности и осмысления различных аспектов проблемы сохранения информации лицами, принимающими решения, руководителями и специалистами институтов памяти и других релевантных организаций, а также широким кругом общественности;
    • разработки планов действий различного уровня и в различных направлениях, связанных со сферой сохранения цифровой информации, а также системы индикаторов успешности реализации таких планов.


к ИФЛА:

  • Совместно с ЮНЕСКО содействовать разработке и распространению высококачественных образовательных программ и курсов по сохранению электронной информации для руководителей и сотрудников библиотек.
  • Содействовать включению компонента по сохранению электронной информации в программы и курсы информационной грамотности.
  • Принимать активное участие в исследованиях, направленных на:
    • разработку критериев оценки и отбора электронного контента для долгосрочного сохранения;
    • разграничение ответственности институтов памяти;
    • выявление «белых пятен»/пробелов (никем не сохраняемого цифрового наследия);
    • нормирование деятельности по сохранению цифровой информации на различном уровне;
    • обмен опытом, методами, технологиями работы.

  

к правительствам стран мира:

  • Включить сохранение электронной информации в качестве неотъемлемой составной части в политику в сфере культуры, образования, науки и информации и в политику развития информационного общества;
  • Поддерживать всесторонние научные исследования в сфере сохранения электронной информации.

 

к правительственным и неправительственным структурам, вовлеченным в деятельность по оцифровке:

  • Включить долгосрочное сохранение электронного контента, создаваемого в результате проектов по оцифровке, в качестве составной части планирования и реализации таких проектов.

 

 

 

На английском языке (в doc., в pdf)