Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

Всемирный доклад ЮНЕСКО: конфликты лишают 28 миллионов детей будущего

2011-02-03

Вооруженные конфликты, становясь причиной нападений на школы и нарушений элементарных прав человека, подрывают образовательный процесс для 28 миллионов детей. Об этом предупреждает Всемирный доклад ЮНЕСКО за 2011 год.

 

Доклад «Скрытый кризис: вооруженные конфликты и образование» предостерегает: мир не сможет достигнуть к 2015 году шести целей программы «Образования для всех», которая была принята 160 странами в 2000 году. Хотя во многих областях и был достигнут прогресс, большинство поставленных целей будет реализовано лишь частично, особенно в регионах, расколотых конфликтом.

 

«Вооруженные конфликты остаются главным препятствием на пути гуманитарного развития во многих частях мира, при этом их воздействие на образование, как правило, игнорируется, – сказала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Публикуемый Доклад впервые документирует масштабы этого скрытого кризиса, выявляет его главные причины и содержит серьезные предложения по изменению ситуации».

 

Доклад подписан четырьмя лауреатами Нобелевской Премии мира: Оскаром Ариасом Санчесом (Коста-Рика), Ширином Эбади (Исламская Республика Иран), Жозе Рамош-Орта (Восточный Тимор) и архиепископом Десмондом Туту (Южная Африка).

 

Представляя Доклад, архиепископ Туту сказал: «Этот документ в деталях отражают явную жестокость и насилие в отношении ряда наиболее уязвимых категорий населения, включая школьников, и это бросает вызов мировым лидерам как богатых, так и бедных стран, требуя от них решительных действий».

 

Из всех не посещающих школу детей начального школьного возраста 42%, то есть 28 миллионов, живут в бедных странах мира, где происходят вооруженные конфликты.
 

Доклад 2011 года выдвигает комплексную программу для изменения ситуации, включая более решительные действия против нарушений прав человека, изменение приоритетов в предоставлении помощи, расширение прав беженцев и большее внимание к неудачам в образовании, которые могут, со своей стороны, способствовать возникновению конфликтов.

 

В период с 1999 по 2008 гг. вооруженные конфликты были зафиксированы в 35 странах. Дети и школы оказывались на линии огня этих конфликтов, школьные классы, учителя и ученики нередко становились мишенью. В Афганистане в 2009 г. было зарегистрировано как минимум 613 нападений на школы, тогда как в 2008 г. их было 347. На северо-западе Пакистана боевики неоднократно совершали нападения на школы для девочек. Только в ходе одного из них были ранены 95 девочек. В 2009-2010 гг. в ходе боев между правительственными войсками и силами повстанцев в северной части Йемена были разрушены, повреждены или разграблены 220 школ.

 

Изнасилование и другие виды сексуального насилия широко распространены как тактика устрашения во многих странах. Отсутствие безопасности и страх перед сексуальным насилием – одна из причин, почему девочки и девушки не посещают школу.

 

Международные суды, учрежденные вслед за войнами в бывшей Югославии и геноцидом в Руанде, четко квалифицировали изнасилование и другие виды сексуального насилия как военные преступления, и, тем не менее, эти действия по-прежнему продолжают часто совершаться в вооруженных конфликтах как межгосударственных, так и гражданских.
В трети всех случаев изнасилования, зафиксированных в Демократической республике Конго, жертвами были дети (и 13% детей - моложе 10 лет). Количество незарегистрированных случаев изнасилования в зонах конфликта на востоке страны может в 10-20 раз превышать число, приводимое в Докладе. Сексуальное насилие имеет разрушительные последствия для образования: оно подрывает у жертвы способности к учебе, создает атмосферу страха, заставляя девочек не покидать дома, и ведет к распаду семьи, тем самым лишая детей благоприятной среды обитания.

 

Доклад призывает положить конец практике безнаказанности в случаях сексуального насилия, повысить контроль за вызванными ею нарушениями прав человека на образование, выступает за более строгое применение существующих международных законов и за создание Международной Комиссии по сексуальным преступлениям, что уже было поддержано Международным уголовным судом.

 

«Дети и образование являются не просто случайными жертвами в перестрелках сторон, вовлеченных в конфликт, они все чаще становятся мишенью вооруженных конфликтов, – подчеркивает директор Доклада Кевин Воткинс. – Неспособность правительств защитить права человека наносит огромный вред детям – и лишает их важнейшего шанса на получение образование. Настало время, чтобы международное сообщество осудило тех, кто совершает такие отвратительные преступления, как систематические изнасилования, и на основании ранее принятых резолюций ООН перешло к решительным действиям».
 

Доклад также предупреждает, что из-за вооруженных конфликтов государственные фонды вместо того, чтобы идти на цели образования, тратятся на военные расходы. Двадцать одна страна, включая многие из беднейших стран мира, расходуют значительно больше на вооружение, нежели на базовое образование. Если бы их военные расходы были сокращены лишь на 10%, это позволило бы обеспечить места в школе дополнительно для 9,5 миллионов детей.

 

Военные расходы также отвлекают средства стран-доноров. Всего шесть дней военных действий способны поглотить столько же средств, сколько не хватает для полноценного финансирования донорами программы «Образование для всех» - 16 миллиардов долларов.
По политическим мотивам и в связи с проблемами безопасности доноры сосредоточили свое внимание лишь на небольшой группе стран и практически полностью пренебрегают многими из наиболее бедных стран мира. Так, за последние 5 лет помощь базовому образованию в Афганистане возросла более, чем в пять раз, но в таких странах как Чад или Центрально-Африканская республика она осталась на прежнем уровне или повысилась незначительно, а в Кот д’Ивуар даже уменьшилась.

 

Система гуманитарной помощи в недостаточной степени адресована детям, предупреждает Доклад. В нем содержится призыв к серьезным преобразованиям в системе предоставления помощи образованию в странах, подверженных вооруженным конфликтам. На образование приходится всего 2% гуманитарной помощи, при этом удовлетворяется лишь малая часть запросов. Финансирование образования из общих гуманитарных фондов должно возрасти до двух миллиардов долларов, чтобы покрыть его существующую недостаточность.

 

Авторы Доклада считают, что доноры также должны отказаться от искусственного разделения гуманитарной помощи и долгосрочной помощи для целей развития. Большая часть помощи на эти цели должна направляться через национальные объединенные фонды, и доноры должны заключить более эффективные многосторонние соглашения по общему финансированию с тем, чтобы ежегодное финансирование Инициативы по ускоренной реализации программы «Образование для всех» возросло до 6 миллиардов долларов.

 

Доклад обращает внимание на то, что самые большие препятствия на пути к образованию стоят перед беженцами, как внутри стран, так и трансграничными, В лагерях беженцев, где Агентство ООН по вопросам беженцев провело исследование, начальное образование в 2008 году получали в среднем лишь 42% детей в Арабских странах и только 39% в других странах Южной и Западной Азии.

 

Доклад предупреждает, что недостатки образования могут, со своей стороны, стать источниками конфликтов:

  • Бум молодежи»: во многих странах, подверженных конфликтам, более 60% населения – это люди моложе 25 лет, но системы образования не обеспечивают молодежь необходимыми навыками, помогающими избежать бедности, безработицы и экономического отчаяния, которые часто порождают серьезные конфликты.
  • Неверное направление образования: Образование имеет возможность стать фактором упрочения мира, однако так же часто школы могут использоваться для обострения социальных и религиозных разногласий, нетерпимости и предрассудков, что способно приводить к войнам.
  • Неудачи в мирных инициативах: Образование должно быть включено в более широкую стратегию мирных инициатив - развитие терпимости, взаимного уважения и умения жить мирно с другими От 500 миллионов до 1 миллиарда долларов должно быть выделено для целей образования через Фонд миростроительства ООН, где ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ должны играть более существенную роль.

 

Доклад подчеркивает значительный прогресс, достигнутый в области образования в период с 2000 года, но предупреждает что:

  • В 2008 году число детей, не посещавших школу, держалось на уровне 67 миллионов. Оно снижается слишком медленно, чтобы к 2015 году цель «Образования для всех» была достигнута.
  • Многие дети бросают занятия до окончания полного цикла обучения в начальной школе. Только в странах Африки южнее Сахары ежегодно бросают начальную школу 10 миллионов детей.
  • Примерно 17% взрослых в мире – 796 миллионов человек – все еще недостаточно владеют основами грамотности, почти две трети из них составляют женщины.
  • К 2015 году потребуется дополнительно 1,9 миллионов учителей, чтобы добиться всеобщего начального образования, больше половины из них – в странах Африки южнее Сахары.


* * * * *

Всемирный доклад по мониторингу Образования для всех (ОДВ) составляется ежегодно группой независимых экспертов и издается ЮНЕСКО. Дополнительная информация: http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international-agenda/efareport/.

 

Источник: ЮНЕСКО-Пресс