Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации

Проекты / Продвижение медийно-информационной грамотности

                                                                                                

Продвижение медийно-информационной грамотности

 

Эмблема информационной грамотностиКардинальные изменения медиасреды и рост объемов информации сегодня оказывают на людей гораздо более сильное влияние, чем прежде. Для того чтобы благополучно существовать в новой медиа- и информационной среде, успешно в ней функционировать, находить эффективные решения проблем во всех сферах жизнедеятельности, отдельные граждане, их сообщества и целые нации должны обладать рядом важных компетенций, которые позволяют искать информацию, критически её оценивать, создавать новую информацию и новые знания, используя при этом доступные инструменты и форматы, а также распространять информацию и знания по разнообразным каналам.

 

Владение подобными компетенциями, которые объединяет термин «медийно-информационная грамотность», открывает новые возможности для повышения качества жизни. Такая грамотность обеспечивает усиление социальной интеграции и позволяет сократить разрыв между информационно бедными и информационно богатыми. Медийно-информационная грамотность обеспечивает гражданам возможность получить сведения о функциях медиа- и информационных систем, а также об условиях реализации этих функций. Она помогает людям, а также общественным институтам и организациям решать технологические, экономические и социальные проблемы, позволяет защититься от негативных воздействий и повысить качество жизни каждого гражданина.

 

Медийно-информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медийно-информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

 

Информационная грамотность является одним из пяти приоритетных направлений деятельности Стратегического плана Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

 

В 2012 году в России прошла Международная конференция Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (Москва). Её основными целями являлись повышение осознания важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на политическом уровне, в сферах образования, массовой коммуникации и информации, а также среди широкой общественности; выявление приоритетных проблемных областей; определение политических и профессиональных стратегий и содействие наращиванию усилий по продвижению медиа- и информационной грамотности на международном и национальном уровнях. По итогам работы конференции представителями 40 стран мира была принята «Московская декларация о медиа- и информационной грамотности».

 

В 2013 году в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (24−27 апреля, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына), первая в истории России конференция, объединившая в рамках единой концепции представителей сферы формирования информационной грамотности и медиаобразования. В форуме приняли участие 130 представителей органов власти, ведущих ученых и практиков в сфере образования, науки, СМИ, информационно-библиотечного дела. Конференция приняла итоговый документ «Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее».

   
 
 
 
Публикации:
 
 
 
 

В сборник вошли материалы Всероссийской конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе», состоявшейся в Москве 24–27 апреля 2013 г. в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Конференция впервые в нашей стране объединила представителей сферы формирования информационной грамотности и специалистов в области медиаобразования. В настоящий сборник включены ранее не публиковавшиеся доклады и статьи участников этого форума, а также его итоговый документ, получивший символическое название «Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее».

Издание подготовлено Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

 

 

 

 

 

Сборник «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания»

 

В  сборнике опубликованы материалы Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», состоявшейся в Москве 24–28 июня 2012 года в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Впервые в истории ЮНЕСКО эта конференция объединила ведущих экспертов из двух сфер, которые прежде развивались независимо: сферы «медиаграмотности и медиаобразования», где работают в основном исследователи медиа и журналисты, и сферы «информационной грамотности», которую развивают преимущественно специалисты в области информационных и библиотечных наук.

 Подготовлено Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Тираж отпечатан при финансовой поддержке Русской школьной библиотечной ассоциации.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
В издании представлены ключевые навыки компетентного использования информации во всех ее формах, объединенные в рамках всеобъемлющего и системного подхода к концепции медиа- и информационной грамотности. «Каталог навыков» охватывает все возрастные группы, которые относятся к одной из двух категорий – формальному образованию и обучению на протяжении всей жизни.
 
Оригинальный текст подготовлен Фондом «Современная Польша» (Fundacja Nowoczesna Polska) в рамках реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». На русский язык издание переведено и издано Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества Подготовлено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
 
 
 

 

 Информационная грамотность: международные перспективы
 
 
В книге рассматриваются различные аспекты информационной грамотности и дается обзор международной деятельности в области навыков работы с информацией. Описываются различные подходы, профессиональные действия в области информационной грамотности, практические и теоретические проблемы, существующие в этой сфере.
 
Издание на русском языке подготовлено Российским комитетом Программы ЮНЕСКО«Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Тираж книги отпечатан при финансовой поддержке Русской школьной библиотечной ассоциации. 
 
 
 
 
 
 
 

Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины

В издании излагается концепция формирования информационной культуры личности, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Предлагается типовая модель содержания учебной дисциплин «Основы информационной культур личности» для различных категорий обучаемых. Издание может быть использовано как в образовательной сфере, так и в библиотеках.

Выпущено при содействии Российского комитета Программы ИДВ, Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, Кемеровского государственного университета культуры и искусств и при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

 

 

 

 

 

В учебном пособии раскрыты факторы становления и развития феномена информационной культуры, изложена концепция формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Приводится комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры», средства диагностики уровня информационной культуры личности.

В состав пособия вошли методики подготовки важнейших видов вторичных документов: аннотаций, рефератов, обзо­ров. Технология создания информационных продуктов принципиально нового типа представлена методикой подготовки гипертекстового учебного терминологического словаря. Содержатся материалы, характеризующие современный документальный по­ток, ведущие информационные центры России, лингвистические средства обработки и поиска информации.
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
Информационные материалы:
 
 

 2014 год:

 

 

2013 год:

 

 

2012 год:

 

 

2011 год: 

  

2010 год: 

 

 

2009 год:

 

 
2008 год: 

 

 

2007 год:

 

2002-2006 годы: