Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


            

Евгений Кузьмин: «С точки зрения информационного общества, многие наши города остались в XIX веке, а некоторые - в XVIII»
 
2003-06-06 (Москва)
 
В 21-ом номере газеты «Культура» за 2003 г. опубликовано интервью Председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмина, посвященное вопросам реализации Программы в России. Приводим полный текст этого интервью.
 
 
Беседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ
 
Уже два года наша страна принимает самое активное участие в реализации программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Ее цель - создание "глобальной информационной политики, ориентированной на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний". О том, как эта задача реализуется в России, нам рассказывает Евгений КУЗЬМИН, начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ, председатель Российского комитета программы ЮНЕСКО "Информация для всех".
 
- Программа "Информация для всех" родилась в результате слияния двух важнейших программ прошлого десятилетия: "Общей программы по информации" и "Межправительственной программы по информатике". Само это название - "Информация для всех" - говорит о том, что мировое сообщество изменило свое отношение к проблеме формирования мировой информационной политики: во главу угла отныне ставится не технология, не даже сама информация, а человек. Поскольку именно от людей зависит, каким путем будет развиваться человечество в целом и каждая страна в отдельности: новейшие технологии помогают этому, но сами по себе они не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех.
В соответствии с предоставленным программе "Информация для всех" мандатом она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО - повсеместно способствовать развитию образования для всех, свободному обмену информацией и знаниями и увеличению средств коммуникации между людьми.
 
- Не скрою, звучит чересчур идеалистично!
 
- Программа формирует глобальные цели, но ориентирует нас на вполне определенные действия - способствовать повышению информационной культуры, строить национальную информационную политику и инфраструктуру так, чтобы свести к минимуму опасный разрыв между информационно богатыми людьми и информационно бедными.
Сегодня в России мы видим эти полюсы. Российское информационное общество расположено в основном в пределах Садового кольца с оазисами в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Смоленске, Перми, Обнинске, Дубне и некоторых других городах, тогда как остальные населенные пункты - это XIX век, а кое-где и XVIII век. Между тем люди, особенно в развивающихся странах - а Россия это одновременно и развитая, и развивающаяся страна, - должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах. Каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации.
 
- Но ведь ЮНЕСКО не решит за нас наши проблемы...
 
- Конечно, нет. ЮНЕСКО и не ставит своей целью создать за нас в России грамотную, понятную, популярную и поддерживаемую населением политику информатизации. Это можем сделать только мы сами, используя инструменты, которые дают нам передовые страны и ЮНЕСКО, как собиратель их лучшего и худшего опыта, выразитель интересов всех стран. Для этого надо на нашу информационную политику, которая наиболее полно и ясно выражена в доктрине информационной безопасности Российской Федерации, необходимо, образно говоря, "наложить" структуру программы ЮНЕСКО "Информация для всех", сопоставить, провести сравнительный анализ этих двух документов. Если они в чем-то совпадают - это прекрасно.
 
- А если не совпадают?
 
- Тогда нужно прежде всего понять, в чем не совпадают и почему. Это и есть цели и задачи Российского комитета и самой программы ЮНЕСКО: анализировать национальную политику, этические, правовые и иных социальные последствия развития информационных и коммуникационных технологий, создавать платформу для всеобщего доступа к информации, развивать общую стратегию, методы и инструментарий для построения правового и свободного информационного общества.
 
- Мне нередко приходилось слышать мнения самых разных специалистов о том, что информационной политики у России нет вовсе.
 
- Она безусловно есть! Другое дело, что она похожа на лоскутное одеяло, не всегда последовательная. В ней плохо, с точки зрения рядового гражданина, прописаны цели информатизации, а именно к этому призывает все страны ЮНЕСКО. Нет и критериев ее оценки с точки зрения эффективности, нет привычных и понятных человеку лозунгов, механизмов реализации и финансирования. Чего уж скрывать, эта политика зачастую непонятна даже политикам.
 
- Что сделано для исправления этой ситуации?
 
- Исходя из основных положений программы, еще в конце 2000 года, в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех". В состав комитета вошли специалисты - представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки и культуры, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации. С 2001 года Российский комитет приступил к реализации первого пилотного проекта по программе "Информация для всех" - на базе Кемеровской государственной академии культуры и искусств был создан НИИ информационных технологий социальной сферы, о чем между Министерством культуры Российской Федерации и администрацией Кемеровской области был заключен соответствующий договор. Цель этого проекта - создание методологии и методики воспитания информационной культуры с самого детства, формирование потребностей и навыков правильного поиска, фиксации и использования информации, критической ее оценки как в традиционном, так и в электронном виде.
 
- Информация, доступная всем, сегодня немыслима без Интернета.
 
- В рамках реализации программы "Информация для всех" была создана онлайновая обсерватория по вопросам информационного общества. Эта структура действует с 2001 года, отслеживает официально принятые в разных странах законы, рабочие планы и политику, освещает деятельность ведущих учреждений и организаций, национальные и международные мероприятия, связанные с информационным обществом. Беря на вооружение этот опыт, Российский комитет приступил к созданию портала "Информация для всех" (www.ifapcom.ru). Отдельным направлением нашей деятельности стало сотрудничество между национальными информационными системами и сетями в интересах развития регионов, решения задач, связанных с цифровыми технологиями, развития инфраструктуры в областях компетенции ЮНЕСКО. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Начато софинансирование пилотного российско-казахстанского проекта создания электронной библиотеки "Встреча на границе", направленного на решение вопросов информационной прозрачности двух государств.
 
-   Наша газета писала и о других интернет-проектах Министерства культуры РФ - создание национальной электронной библиотеки и создание федерального сервера хранения информационных ресурсов отрасли культуры.
 
- Оба эти проекта чрезвычайно дорогостоящи и будут планомерно реализоваться в течение многих лет. Важно не растерять информацию по дороге, ведь очень многие данные, в том числе и научные, сегодня хранятся только в электронном виде. Без ответа сегодня остаются вопросы: кто отвечает за обозрение того, что издается? Кто может гарантировать, что через десять лет эта информация не канет в Лету? Сегодня ЮНЕСКО разработана (и одобрена Министерством РФ по связи и информатизации) Хартия о сохранении цифрового наследия, которая, скорее всего, будет принята на Всемирном саммите по информационному обществу в декабре 2003 года в Женеве. Россия станет активным участником этого саммита.
 
 
Ссылки: