Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: конференция в Санкт-Петербурге


 2005-20-05(Санкт-Петербург)

С 17 по 19 мая в Санкт-Петербурге прошла Международная конференция «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу». Конференция охватывала все области компетенции ЮНЕСКО: культуру, науку, образование, коммуникации и информацию, подытоживала и обобщала результаты «Тематических встреч Саммита», проведенных ЮНЕСКО. Главной целью конференции было определение дальнейших шагов и принципиальных решений ЮНЕСКО в области построения обществ знаний.

«Россия поддерживает усилия ЮНЕСКО, призванные привлечь внимание мирового сообщества к гуманитарным аспектам построения информационного пространства, его этическим, правовым и социокультурным проблемам», - особо отметил в своем приветствии участникам Конференции Президент России Владимир Путин.

С российской стороны основными организаторами конференции выступили Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.

Впервые идея провести Конференцию прозвучала в ноябре 2003 года на Президентском совете по культуре и искусству. В сентябре 2004 года на открытии Всемирного конгресса информационных агентств в Москве Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура сообщил собравшимся, что Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ проведут Конференцию в мае 2005 года в С.-Петербурге.

В Константиновский дворец, где прошла Конференция, съехалось свыше 450 делегатов из 50 стран - членов ЮНЕСКО. Столь высокий интерес к Конференции объясняется тем, что она стала заключительным мероприятием ЮНЕСКО в рамках подготовки к Тунисскому раунду Всемирного саммита по информационному обществу, который пройдет в ноябре этого года.

Конференции в С.-Петербурге предшествовали три «Тематические встречи Саммита», которые ЮНЕСКО провела в ходе подготовки к его Тунисскому раунду – «Свобода выражения в киберпространстве», «Роль многоязычия в обеспечении культурного разнообразия и всеобщего участия в киберпространстве», «Информационно-коммуникационные технологии для развития человеческого потенциала: основные факторы успеха». Прошедшая в рамках Конференции секция «Культурное разнообразие в обществах знаний» фактически явилась четвертой тематической встречей Саммита.

Выдвинув инициативу проведения Конференции и организовав ее на самом высоком уровне, Россия тем самым осуществила яркую международную акцию, заявив о себе как об инициаторе объединения усилий ЮНЕСКО, российской и мировой интеллектуальной элиты, направленных на построение обществ знаний.

Выступая на открытии Конференции, Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов отметил, что «конференция проходит в тот момент, когда весь мир, все страны, межправительственные и международные неправительственные организации, бизнес-сообщество активно готовятся к Саммиту, когда интенсивно формируется новая международная информационная политика, региональные и национальные стратегии построения информационного общества».

Доклады Первого заместителя Генерального директора ЮНЕСКО Франсуазы Ривьер были посвящены разработанной ЮНЕСКО концепции построения обществ знаний. Она обратила особое внимание на то, что «жители многих стран земного шара до сих пор не имеют доступа к информации и знаниям, что препятствует их динамичному развитию. А ведь именно развитие и внедрение информационных технологий, облегчающее доступ к знаниям, может стать важным инструментом в борьбе с бедностью во всём мире».

Председатель Программного комитета Конференции, член Межправительственного совета и Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин заметил, что «глобальное информационное общество - это одновременно новая фаза и новая парадигма развития человеческой цивилизации. Для тех, кого сегодня называют «информационно-бедными», глобальное информационное общество остаётся пока ещё абстракцией. Для других, «информационно-богатых», - это реальность сегодняшнего, если не вчерашнего дня. Вместе с тем, надо иметь в виду, что новые технологии, облегчая решение одних проблем, создают множество других. Главная из них - усугубление неравенства в доступе к жизненно важным знаниям, то есть расширение пропасти непонимания между информационно богатыми и информационно бедными. А непонимание всегда ведёт к конфликтам».

Директор Департамента международного сотрудничества Министерства информационных технологий и связи России Юрий Гринь отметил, что «развитие информационного общества, переход от «цифрового разрыва» к «цифровым возможностям» может происходить только при тесном и взаимовыгодном сотрудничестве всех участников процесса, что позволит более эффективно использовать технические, финансовые и людские ресурсы, избежать дублирования, сократить расходы и время реализации решений Саммита».

В ходе Конференции ее участниками были выработаны рекомендации по рассматриваемым вопросам, которые могут быть внесены на рассмотрение Тунисского раунда Всемирного саммита по информационному сообществу от имени ЮНЕСКО и национальных делегаций стран, участвовавших в Конференции. Более того, они могут быть использованы ими при разработке собственных национальных стратегий.

* * * * *

На Всемирном саммите по информационному обществу представители международных организаций, государственного, общественного и коммерческого секторов обсуждают пути формирования нового этапа развития человечества, идущего на смену постиндустриальному обществу, - глобального информационного общества. Множество различных организаций на международном, региональном и национальном уровнях принимают участие в анализе и управлении этим процессом, но лишь ЮНЕСКО комплексно изучает его культурные, правовые, моральные, этические и социальные последствия.

ЮНЕСКО является выразителем мнения той части мировой научной, образовательной, культурной и политической общественности, которая считает, что совместные усилия правительств, гражданского общества и частного сектора могут и должны направить отчасти стихийное формирование нового мироустройства в сторону его гуманизации, преодоления «цифрового неравенства», сохранения культурного разнообразия и многоязычия, то есть целенаправленного формирования общества знаний.