Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

 

IX Всероссийская научно-практическая конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы»

 

2015-11-24

 

26-27 ноября 2015 г. в Москве в «Президент-Отеле» состоится IX Всероссийская научно-практическая конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы», проводимая с 2007 г. В нынешнем году организаторами конференции являются Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российская библиотечная ассоциация, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

 

В конференции примут участие ученые в области философии, социологии, психологии, филологии, социальной и культурной антропологии, журналистики, медиаобразования, библиотековедения, педагогики, математики и информатики; преподаватели литературы и русского языка из школ, колледжей и вузов; методологи образования, писатели, журналисты, представители общественных организаций, руководители федеральных и региональных органов власти, ведущих вузов, библиотек, издательств, книготорговых организаций, подписных агентств – около 250 человек из 59 субъектов Российской Федерации.

 

Программа конференции (скачать)

 

Национальная программа поддержки и развития чтения была разработана Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в 2006 г. Это явилось важным шагом на пути осмысления причин наблюдаемого в России системного кризиса чтения и определения путей выхода из него. В Программе была сформулирована чрезвычайно опасная для России проблема – стремительное сокращение читающих граждан, что неизбежно ведет к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения, к быстрой культурной деградации общества. Национальная программа поддержки и развития чтения является единственной в стране разработкой, предлагающей систематическое решение указанной проблемы.

 

Опыт реализации Национальной программы поддержки чтения ясно продемонстрировал, что усилия по поддержке и развитию чтения не только нельзя ослаблять, а, напротив, необходимо наращивать на всех уровнях силами всех институтов поддержки и развития книжной культуры – библиотек, издательств, предприятий книжной торговли, образовательных учреждений и СМИ. Деятельности по продвижению чтения, литературы, сохранению русского языка необходимо придать системный характер, закрепить продвижение чтения как важный элемент гуманитарной политики России, реализовывать которую должны соответствующие ведомства и организации на всех уровнях.

 

Ввиду того, что многие проблемы в сфере чтения формируются и накапливаются в системе образования, в фокусе конференции будут не только задачи повышения культурной компетентности и конкурентоспособности российской нации, сохранения и развития многослойной и многонациональной российской культуры, но и вопросы максимально широкого вовлечения в деятельность по продвижению чтения работников образовательных учреждений, библиотек, СМИ и органов власти всех уровней.

 

В ходе конференции будут подготовлены предложения по активизации и повышению эффективности деятельности в поддержку чтения для органов власти и для каждого института поддержки и развития чтения (издательств, книжной торговли, библиотек, образовательных учреждений, СМИ).

 

***********

 

Более подробно о Национальной программе поддержки и развития чтения

 

Национальная программа поддержки и развития чтения разработана Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в 2006 году. Конкретными разработчиками Программы выступили Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества и консалтинговая компания «Стратегика».

 

В Программе сформулированы цели, задачи и основные направления, определены методы, средства и этапы ее реализации.

 

Феномен чтения рассматривается в Программе комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия как переходное общество сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, развития информационного общества.

 

Чтение определено в Программе как:

  • важнейший способ освоения базовойсоциально значимой информации – профессионального и обыденного знания;

  • основной и ничем не заменимый источник социального опыта – прошлого и настоящего, российского и зарубежного (поскольку все остальные каналы: телевидение, радио, повседневное общение и др. – несут более поверхностную и менее достоверную информацию);

  • как самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка.

 

В Национальной программе поддержки и развития чтения ясно сказано о том, что именно чтение обеспечивает:

  •     в экономической области – углубленное понимание экономических тенденций и их социальных последствий;

  •     в политической области:

  •     профессиональных политиков – профессиональными знаниями, навыками выработки социально приемлемых решений и методами контроля над их реализацией,

  •     членов общества – средствами, позволяющими распознавать манипуляторские интенции политиков и избегать их;

  •     в правовой области:

  •     на профессиональном уровне – накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе,

  •     на обыденном уровне – массовый доступ к правовой информации;    на уровне мировоззрения – накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;

  •    на уровне трансляции социально значимого опыта – получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях.

 

В Программе сформулирована чрезвычайно значимая для России проблема: при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения (для развития человеческого потенциала – повышения уровня образованности, общекультурной компетентности населения; для выработки компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для развития интеллектуальной элиты, которая способствует поддержанию и повышению общего культурного уровня в стране; для повышения качества жизни и культурной активности граждан; для повышения статуса страны в мире) количество читающей публики уменьшается, а качество чтения снижается. Это неизбежно ведет к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения и к быстрой культурной деградации общества.

 

Текст концепции Национальной программы поддержки и развития чтения

http://www.mcbs.ru/chtenie/conception/

 

Текст Национальной программы поддержки и развития чтения

http://www.mcbs.ru/chtenie/chtenietext/

 

С момента принятия Программы в стране предпринимались меры, направленные на популяризацию и продвижение Программы, вовлечению в ее реализацию других федеральных ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, государственных и негосударственных учреждений и организаций культуры, науки, образования, институтов гражданского общества.

 

Эти меры начали приносить свои плоды:

  • мероприятия по продвижению чтения проходят во всех регионах России, этой деятельностью в той или иной степени охвачена вся страна;

  • поднялась волна определенного общественного интереса к проблемам чтения, продвижению литературы, сохранения русского языка;

  • оживились научные исследования в области изучения проблем чтения,

  • всё больше публикаций в профессиональной и массовой печати, появились специальные передачи на телевидении и радио;

  • на улицах ряда городов и в транспорте можно увидеть посвященные книге и чтению плакаты, рекламные стойки, баннеры, растяжки; появились даже специально оформленные «литературные» и «книжно-библиотечные» троллейбусы и трамваи, поезда метро;

  •  в разных регионах организуются фестивали книги и чтения;

  •  и много других инноваций, которые дополнили традиционные формы пропаганды книги и чтения.

 

С 2007 г. в Москве проходят ежегодные итоговые всероссийские конференции под общим названием «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы».

 

Разработана научно-методологическая базы для реализации Национальной программы, в частности методические рекомендации для работников органов управления; руководителей библиотек; работников детских библиотек и родителей; работников учреждений образования; работников СМИ и других инициаторов проектов в сфере чтения.

 

Выпущены сборники аналитических материалов, раскрывающих исторические и социокультурные причины, обусловившие сегодняшнее критическое состояние в области чтения и письменной культуры в России и за рубежом, его основные характеристики и механизмы воспроизведения; описывающих отечественный и зарубежный опыт преодоления существующего положения дел.

 

Проводятся специализированные курсы повышения квалификации промоутеров чтения на базе впервые разработанных обучающих программ.

Организуются общероссийские конкурсы лучших идей и проектов в области поддержки и развития чтения.

 

В десятках крупных федеральных и региональных библиотек появились центры чтения. На библиотечных веб-сайтах появились разделы, посвященные чтению.

 

Можно с уверенностью констатировать, что деятельность в этой сфере активизировалась на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.

 

Проблемы чтения и  проблемы его продвижения начинают восприниматься более профессионально, прежде всего - в библиотечной среде, которая демонстрирует наивысшую (по сравнению с другими институтами) активность и готовность.

 

Однако кризис чтения в России далеко не преодолен. Количество активно читающей публики у нас уменьшается, а качество чтения снижается. Это неизбежно ведет к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения и к быстрой культурной деградации общества.

 

Опыт реализации Национальной программы поддержки чтения ясно продемонстрировал, что усилия по поддержке и развитию чтения не только нельзя ослаблять, а, напротив, необходимо наращивать на всех уровнях силами всех институтов поддержки и развития книжной культуры – библиотек, книгоиздательств, предприятий книжной торговли, образовательных учреждений и СМИ. Деятельности по продвижению чтения, литературы, сохранению русского языка необходимо придать системный характер, закрепить продвижение чтения как важный элемент гуманитарной политики России, реализовывать которую должны соответствующие ведомства и организации на всех уровнях.

 

Всю эту работу следует осуществлять не просто по наитию, а в русле Национальной программы поддержки и развития чтения, последовательно реализуя ее основные концептуальные идеи и положения, поскольку она является единственной в стране разработкой, предлагающей систематическое решение проблемы.