Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

 

Индикаторы медиа- и информационной грамотности и проблемы их разработки: первое международное совещание ЮНЕСКО

 

2010-24-11

 

 

4-6 ноября 2010 года в Бангкоке (Таиланд) прошло Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности, организованное Сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО, Институтом статистики ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке.

 

В работе Совещания приняли участие руководители кафедр и деканы факультетов библиотечно-информационных наук и журналистики, руководители исследовательских центров и правительственных программ в сфере медиа- и информационной грамотности, крупных научных и публичных библиотек и других учреждений науки, культуры и образования из Австралии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Египта, Индии, Испании, Канады, Китая, Малайзии, Мексики, Нигерии, России, Сингапура, США, Танзании, Южной Африки, Ямайки.

 

От России участвовать в Совещании были приглашены председатель Российского комитета и Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин и директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, член Постоянного комитета Секции по информационной грамотности ИФЛА, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Н. И. Гендина.

 

Главной особенностью совещания стало то, что по инициативе ЮНЕСКО впервые на международном уровне проблемы формирования информационной грамотности и медиаграмотности, а также разработки соответствующих индикаторов, характеризующих готовность человека к полноценной жизни в информационном обществе, обсуждались экспертами из обеих сфер (медиаграмотности и информационной грамотности), не порознь, а в комплексе, за одним «круглым столом».

 

Рассматривался и всесторонне анализировался документ под названием «Global Framework on Media and Information Literacy (MIL) Indicators» («Международная модель индикаторов медиа- и информационной грамотности»), специально (по инициативе ЮНЕСКО) подготовленныйк этому Совещанию директором международного центра медиа и журналистики Мэрилендского университета Сюзен Мёллер из США; основателем Секции по информационной грамотности и членом правления ИФЛА, автором всемирно известных публикаций по проблемам информационной грамотности (включая «Международное руководство по информационной грамотности для обучения в течение всей жизни» и переведённую на русский язык книгу «Информационная грамотность: международные перспективы»), директором библиотеки Университета г. Веракруз Хесусом Лау из Мексики; журналисткой Амму Джозеф из Индии, а также почетным профессором и экс-деканом школы информационных наук Питсбургского университета Тони Карбо из США.

 

Обсуждались две группы индикаторов медиа- и информационной грамотности:

 

  1. Индикаторы первого уровня, предназначенные для измерения экзогенных (относящихся к окружающей среде) факторов, стимулирующих развитие медиа- и информационной грамотности. Эти индикаторы сгруппированы следующим образом:
    • Категория 1.1. Контекст медиа- и информационной грамотности. Включает индикаторы, характеризующие медиа- и информационное образование; национальную политику продвижения медиа- и информационной грамотности; деятельность государственных и негосударственных институтов, состояние исследований в данной сфере.

 

    • Категория 1.2. Доступность и распространение информации. Включает индикаторы, содержащие сведения о создании и доступности информации:показатели развития печати, теле- и радиовещания, интернета, СМИ, библиотек, книгоиздания, книгораспространения, а также индикаторы, отражающие возможность людей получать информацию в каждой конкретной стране на всех используемых в этой стране языках.

 

  1. Индикаторы второго уровня, предназначенные для измерения компетенций учителей, преподавателей, библиотекарей, учащихся и студентов в сфере медиа и информационной грамотности. Они призваны отражать медиа- и информационные умения (навыки) людей по следующим направлениям:
    • Категория 2.1. Доступ / Поиск медиа и информации. Включает индикаторы, показывающие то, насколько хорошо люди могут сформулировать свои медиа- и информационные потребности.

 

    • Категория 2.2. Оценка / Понимание медиа и информации. Содержит индикаторы, отражающие то, насколько люди в состоянии оценить качество информации и медиаконтента, к которому они получают доступ, учитывая такие факторы, как знание функций СМИ, полнота, точность, актуальность, оперативность получаемой информации.

 

    • Категория 2.3. Использование / Создание медиа и информации. Содержит индикаторы меры использования гражданами медийных средств и информации: умения пользоваться новыми способами общения, представляемыми современными СМИ и Интернетом, осваивать медиа и информацию как личное знание, создавать собственные медийные и информационные продукты, понимать и действовать на основе соблюдения этических норм и стандартов поведения в информационном обществе.

 

Участников заседания приветствовал директор Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке Гванг Жо Ким (Gwang-JoKim), бывший до 2008 года заместителем министра образования Республики Корея. Доклад о проблемах выбора методов и инструментов измерения медиа- и информационной грамотности сделал профессор Чикагского университета (США) Хуа Хуа Чанг (Hua HuaChahg).

 

В ходе Совещания активно использовался метод «мозгового штурма». Он предполагал обсуждение предварительно разработанного набора индикаторов сначала путем работы изолированных друг от друга двух групп экспертов (в сфере медиаграмотности и информационной грамотности), затем путем их совместной работы, когда результаты обсуждений сводились в единый рабочий документ.

 

Несмотря на различия в образовании, профессиональной деятельности, методологических подходах и взглядах на медиа- и информационную грамотность в результате интенсивной и нацеленной на поиск консенсуса коллективной работы участники Совещания выработали согласованные рабочие документы:

 

  • Проект Перечня индикаторов медиа- и информационной грамотности, включающий две группы показателей: а) институциональных, отражающих национальную инфраструктуру, стимулирующую развитие этих видов грамотности; б) личностных, отражающих информационные компетенции, умения и навыки людей.

 

  • План поэтапных действий на период 2010-2113 годы, предполагающий дальнейшее обсуждение, доработку, проведение экспериментальной проверки индикаторов в рамках пилотных проектов в отдельных странах и, наконец, принятие на международном уровне рекомендаций ЮНЕСКО о внедрении системы индикаторов медиа- и информационной грамотности в государствах-членах ЮНЕСКО.

 

Конечная цель разработки и применения индикаторов медиа- и информационной грамотности заключается в том, чтобы «обеспечить людям их права на свободу выражения, права доступа к информации, содействуя тем самым их вовлечению и участию в процессе управления, чтобы голос каждого был услышан».

 

Создание целостной международной системы индикаторов медиа- и информационной грамотности позволит правительствам стран-членов ЮНЕСКО использовать их для определения уровня медиа- и информационной грамотности как всего населения, так и отдельных социальных групп для разработки политики и мер, направленных на повышение уровня этих видов грамотности. Информационная и медиаграмотность при этом рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, сообщества, всей нации с точки зрения процессов развития.

 

Все участники Совещания единодушно выразили благодарность ЮНЕСКО за настойчивые и последовательные инициативы в вопросах продвижения медиа- и информационной грамотности, особо отметив значительную роль в успешной подготовке и проведении Совещания сотрудников Секретариата ЮНЕСКО Ирмгарды Касинскайте-Будеберг, Алтона Гризли и Клода Акпаби.

 

 

 

Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности

К. Акпаби, И. Касинскайте-Будеберг (Секретариат ЮНЕСКО) и Т. Карбо (Школ информационных наук Питсбургского университета, США) 

 

 

 Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности

 Заседание одной из рабочих групп. Слева - Х. Лау (Библиотека Университета г. Веракруз, Мексика)

 

 

Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности

 Слева направо: Е. И. Кузьмин, А.-А. Абид (консультант ЮНЕСКО) и Ралф Катс (Институт образования Стерлинга, Великобритания)

 

 

Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности

Слева направо: Н. И. Гендина, Е. И. Кузьмин и И. Касинскайте-Будеберг

 

 

Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности

Участники Совещания международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности в Бангкоке